1. Определите типы речи. Используя схемы, докажите свой выбор.
2. Каждый из представленных текстов мож но отнести и какому-то стилю речи. Вспомните, какие стили речи вы знаете.
3. Определите стили представленных текстов. ответы запишите в тетрадь. Докажите свой выбор.
4. Какие стили не представлены. Приведите пример официально-делового стиля.
1 текст
Елена вернулась в свою комнату, села перед раскрытым окном и оперлась головой на руки. Ей недавно минул двадцатый год. Росту она была высокого, лицо имела бледное и смуглое, большие серые глаза под круглыми бровями, лоб и нос совершенно прямые, сжатый рот и довольно острый подбородок. Ее темно-русая коса спускалась низко на тонкую шею. Во всем ее существе, в выражении лица было что-то порывистое и торопливое. Она ходила быстро, почти стремительно, немного наклоняясь вперед.(По И.С.Тургеневу)
2 текст
Однажды Андрей пропал на целую неделю. Мать выплакала глаза, а отец ничего – ходит по саду да курит.
На другое утро Андрея нашли, преспокойно спящего в своей постели.
Днем отец только и спросил, готов ли у него немецкий перевод.
- Нет, – отвечал он.
Отец взял его одной рукой за воротник, вывел за ворота, надел на голову фуражку и ногой толкнул сзади так, что сшиб с ног.
-Ступай, откуда пришел, - прибавил он, - и приходи опять с переводом, вместо одной – двух глав, а матери выучи роль из французской комедии, что она задала. Без этого не показывайся!
Андрей воротился через неделю, принес перевод и выучил роль. (И.А. Гончаров)
3 текст
Слова «три» и «трижды» относятся к разным частям речи. Докажем это.
Во-первых, слово три обозначает отвлеченное число или количество предметов, например, три книги. Слово трижды обозначает признак действия, например, повторял трижды.
Во-вторых, слово три изменяется по падежам: три книги, трех книг и т.д., а слово трижды не изменяется.
В-третьих, слово три сочетается с именем существительным, а слово трижды сочетается с глаголом.
Значит, слова три и трижды – разные, поэтому они относятся к разным частям речи: три – имя числительное, а трижды – наречие.
5. Прочитайте текст, определите тип и стиль речи.
6. Прокомментируйте пропущенные орфограммы.
7. В выделенных предложениях пропущены запятые. Объясните где и почему вы их поставите.
2 текст
Наукой заниматься трудно. Это хорошо знает тот, кто посв…тил ей жизнь. Научное призвание всегда связано с большой долей риска и смелости, поскольку ученый взваливает на свои плечи заведомо трудную ношу и обязан проявлять изощренное терпение в своей работе, не говоря уже о ежедневно пережива..мой им драме личной борьбы с интеллектуальной темнотой.
Наукой заниматься не только трудно. Наукой заниматься (не)обходимо. Исследовательская деятельность воспитывает личность, разв…вает память и наблюдательность, точность и тонкость мышления. При ума человек может не только познать мир, но может своей волей изменять среду обитания, создавать новое.
Наукой заниматься не только необходимо. Наукой заниматься приятно. Во-первых, потому, что преодоле(н,нн)ая трудность пр…носит маленькое, но достаточно сильное, яркое счастье, вызыва…т желание повторить собстве(н,нн)ый подвиг, вновь испытать радость победы. Во-вторых, потому, что исследовательская деятельность придает смысл жизни. В-третьих, потому, что настоящий ученый получает удовольствие от работы выполняемой самостоятельно.
Наукой заниматься приятно потому, что она уберегает от мелких, в(ь,ъ)едливых неприятностей не позволяя им властвовать душой. Наука пережить даже беду, поскольку, хоть и на короткий срок, но сильно и крепко овладевает пострадавшим от неприятностей сознанием. Заг…ревшийся в душе огонек будет оберегать человека, (не)давая ему погрязнуть в скуке.
1. Это синонимы( слова, схожие по значению) большой-крупный, быстро-скоро,буря-ураган,голый-обнаженный, воображать-зазнаваться)
2.это антонимы( слова, противополож по значению) холодно-горячо, быстро- медленно, яркий-бледный, светлый- темный, хорошо- плохо.
3. Это омонимы( одинаковые по написанию, разные по значению) ключ для замка, ключ водный источник, замок на горе, замок на двери, коса водная, коса прическа, бор химич элемент, бор сосновый.
4. Это фразеологизмы.найти общий язык, язык заплетается, прикусить язык, чесать языки
1. Это синонимы( слова, схожие по значению) большой-крупный, быстро-скоро,буря-ураган,голый-обнаженный, воображать-зазнаваться)
2.это антонимы( слова, противополож по значению) холодно-горячо, быстро- медленно, яркий-бледный, светлый- темный, хорошо- плохо.
3. Это омонимы( одинаковые по написанию, разные по значению) ключ для замка, ключ водный источник, замок на горе, замок на двери, коса водная, коса прическа, бор химич элемент, бор сосновый.
4. Это фразеологизмы.найти общий язык, язык заплетается, прикусить язык, чесать языки