1. Определите, в прямом или переносном значении употреблено выделенное слово; какова его функция? Однозначно оно или многозначно? Дайте толкование значению.
…А ты? Входя в дома любые…
Скажи: Какой ты след оставишь?
След, чтобы вытерли паркет.
И посмотрели кого вслед,
Или незримый прочный след
В чужой душе на много лет.
2. Определите, в прямом или переносном значении употреблены повторяющиеся слова в предложениях? Укажите лексическую единицу и объясните её употребление и значение.
Штурман был у нас – серьёзный такой человек, не дай бог. Собрался он на берег. Прыгнул в шлюпку и кричит мне: «Эй, милая, трави кошку, да живо!» - Я услышал и ушам не верю: у нас на судне был кот сибирский. И вдруг его травить! За что?
3. Выпишите синонимы, определите их вид.
Мощный массив деревьев надвигается на меня. Я еще не совсем понимаю, что этот лес пугающе тих. Боясь нарушить эту зловещую тишину, вхожу под своды мрачной зелени кедрача. Хруст ветки под ногой нарушает покой тайги: и вот уже явственно слышится шорох прелой хвои под лапками мелкого зверя, шуршание коры от передвижения по стволам деревьев юрких белок, шелест сильных крыльев пугливых птиц.
4. Выпишите метафоры и обратите внимание на образы: есть в них противопоставление? Выпишите, определите вид. Как называется такой прием?
Волна и дума.
Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной:
Здесь – в заключении, там – на просторе,
В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, -
Тот же все вечный прибой и отбой,
Тот же все призрак тревожно – пустой.
5. Определите слова и выражения, употребленные для создания образа в переносном значении:
1) Я стремлюсь к роскошной воле,
Мчусь к прекрасной стороне,
Где в широком чистом поле
Хорошо, как в чудном сне.
2) Спит черемуха в белой накидке;
Плачут вербы, шепчут тополя;
На корточках ползали слухи,
Судили, решали, шепча;
Месяц умер,
Синеет в окошко рассвет.
3) И чудилось – в палящем зное коне и тел под солнцем медь
Не уставала над землей в веках событьями греметь.
6. В каком ряду не все фразеологические обороты являются синонимами?
1) на краю света, бог знает, за тридевять земель
2) держать себя в руках, держать ухо востро, держать язык за зубами
3) бить баклуши, собак гонять, лодыря гонять
4) болеть душой, принимать участие, входить в положение
7. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?
1) капля в море, сколько душе угодно
2) взять себя в руки, заваривать кашу
3) выеденного яйца не стоит, цены нет
4) воспрянуть духом, голову повесить
8. Лексическое значение какого слова сформулировано неправильно?
1) адекватный – вполне соответствующий чему-либо, тождественный, совпадающий
2) закоснелый – утративший подвижность, гибкость; устарелый, отсталый
3) криминальный – относящийся к преступлению, уголовный
4) сентиментальный – особо тщательный, до мелочи точный
9. В каком предложении слово одеть употреблено неправильно?
1) Хвойный лес одел все горы и подошел вплотную к морю.
2) Дарья Александровна обдумывала, как потеплее одеть детей завтра
не то что галоши, а охотничьи сапоги впору одеть, чтобы перейти улицу.
4) Андрей приютил племянника, одел и обул его найти интересную работу.
Часто на улице, в различных общественных местах я слышу от своих сверстников и даже взрослых слова, которые не относятся к литературной лексике. Необходимо ли «бороться» с такой речью ?
Нелитературная лексика - это нецензурная лексика, ругательные ,слова, выражения, унижающие и оскорбляющие человека . Однако существуют выражения, которые нельзя отнести к ругательным , они служат для выражения эмоций( например, «вау»). В чем же причина расширения состава общеупотребительной нелитературной лексики в русской речи ? Мне кажется, что эта тенденция - результат криминализации общественного сознания, начавшейся со времен перестройки, когда было дозволено делать все, и при этом была забыта нравственная сторона. Также причинами являются свобода слова, экспрессивность, необычность ненормативной лексики, влияние моды.
Я считаю, что каждый сам должен решить: хочет ли он употреблять такие слова. Ведь ответственность за свою речь только сам человек и несёт. Собеседники, использующие в своей речи нелитературную лексику могут произвести не самое хорошее впечатление у окружающих. К таким людям также могут быть применены меры юридической ответсвенности.
Нелитературная лексика - это нецензурная лексика, ругательные ,слова, выражения, унижающие и оскорбляющие человека . Однако существуют выражения, которые нельзя отнести к ругательным , они служат для выражения эмоций( например, «вау»). В чем же причина расширения состава общеупотребительной нелитературной лексики в русской речи ? Мне кажется, что эта тенденция - результат криминализации общественного сознания, начавшейся со времен перестройки, когда было дозволено делать все, и при этом была забыта нравственная сторона. Также причинами являются свобода слова, экспрессивность, необычность ненормативной лексики, влияние моды.
Я считаю, что каждый сам должен решить: хочет ли он употреблять такие слова. Ведь ответственность за свою речь только сам человек и несёт. Собеседники, использующие в своей речи нелитературную лексику могут произвести не самое хорошее впечатление у окружающих. К таким людям также могут быть применены меры юридической ответсвенности.