1. Определите вид предложения:
Слово слово родит, третье само бежит.
А Б) ССП
В) БСП
Г) СПП
2. В каком из предложений не надо ставить тире:
А) Книга лучший друг.
Б) С книгами жить век не тужить.
В) Порядок душа всякого дела.
Г) Овцы без пастуха не стадо.
3. Найдите неполные предложения:
А) Не пером пишут – умом.
Б) Глаза страшатся, а руки делают.
В) Добрая пословица не в бровь, а в глаз.
Г) Воду толочь – вода и будет.
4. Сколько грамматических основ в предложении:
Сила хорошо, а ум лучше, а доброе сердце – все покрывает.
А) 1
Б) 2
В) 3
Г) 4
5. Какие предложения содержат обособленное обстоятельство (знаки препинания не расставлены):
А) Человек не знающий дороги и друга с пути собьет.
Б) Не учась и лаптя не сплетешь.
В) Не взявшись за топор избы не срубишь.
Г) Люблю греться да боюсь обжечься.
6. Найдите односоставное предложение:
А) Не силой борются, а умением.
Б) Без труда ничего не дается.
В) Посеешь густо – не будет пусто.
Г) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
7. Выпишите цифру, указывающую на сочинительную связь между частями сложного предложения:
Учи сына (1) пока поперек лавки лежит(2) а (3) как вдоль ляжет (4) тогда поздно учить.
А) 1, 2
Б) 2
В)3
Г)4
8. Найдите СПП с придаточным изъяснительным:
А) Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать.
Б) Как аукнется, так и откликнется.
В) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Г) Когда новый ботинок начинает жать, вспоминают старый.
9. Укажите, какой знак препинания должен быть на месте пропуска:
Книга подобна воде__ дорогу пробьет везде.
А) Запятая
Б) Точка с запятой
В) Тире
Г) Двоеточие
10. Установите соответствие между предложением и его видом:
А) Век живи – век учись.
1. СПП
Б) Умный надеется на себя, а глупец - на счастливый случай.
2. БСП
В) Длинный язык – лестница, по которой ходят несчастья. 3. ССП
Г) Не берись лапти плести, не надравши лыка осложненное
А) А-1, Б-2. В-3, Г-4
Б) А -2 , Б -3, В -1, Г-4
В) А-3, Б-4. В-1, Г-2
Г) А-4, Б-1. В-2, Г-3
11. Какое сочетание слов из данного предложения является словосочетанием со связью управление:
Только опыт создает настоящего мастера.
А) только опыт
Б) настоящего мастера
В) опыт создает
Г) создает мастера
12. Восстановите пословицу по деепричастному обороту:
Не накормив лошадь, …
А) не суйся в воду
Б) далеко не уедешь
В) заблудишься
Г) не воротишься
13. Найдите предложения с разными видами связи:
А) Поручишь дело лентяю – он начнет тебе же советы давать.
Б) Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай то, что говоришь.
В) Покупаешь коня – смотри на его зубы; заводишь друга – смотри в его сердце.
Г) Не о том речь, что некуда лечь, а о том, речь, что нечего печь.
14. В каких вариантах содержатся предложения с придаточными условия?
А) Узнать можно лишь тогда, когда учишься; дойти можно лишь тогда, когда идешь.
Б) Не пойти дыму из трубы, если печь не топится.
В) Воду толочь – вода и будет.
Г) Молвит слово – соловей поет.
15. В каком варианте допущены пунктуационные ошибки?
А) Красив как брошь а совести ни на грош.
Б) Слово молвит, что ручей журчит.
В) Цену лошади знает всадник, цену ружья – стрелок.
Г) Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь.
16. В каком варианте дано верное объяснение постановки тире в предложении:
Поговорка в начале речи – как сладкий мед из кувшина.
А) Первая часть предложения содержит значение времени.
Б) Первая часть предложения содержит значение условия.
В) Вторая часть предложения содержит значение следствия.
Г) Вторая часть предложения содержит сравнение.
17. Какие пословицы содержат однородные члены предложения?
А) Не по словам судят, а по делам.
Б) Хорошую речь хорошо и слушать.
В) Веселишься, ешь да пьешь – так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа.
Г) Хочешь узнать человека – вслушайся в его речь.
18. Какой вид сказуемого не представлен в предложениях? Запишите ответ словами.
Пеки, пока печь горяча. С медведем дружись, а за ружье держись. Без знаний и утро – ночь.
От судьбы в бочке не спрячешься.
ОТВЕТ:
19. Определите предложения, в которых употребляются подчинительные союзы:
А) Умный делу научит, а глупый только наскучит.
Б) Умен да пригож, да на дело негож.
В) С малого начинай, чтоб высокого достичь.
Г) Чем огонь лучше его самому добыть.
20. Укажите неверное утверждение:
А) Цитаты – это дословные выдержки из какого-либо текста.
Б) Вводные слова грамматически связаны с другими словами предложения.
В) Частями БСП могут быть как рас предложения, так и нерас Г) При однородном подчинении в СПП придаточные предложения относятся к одной главной части и отвечают на одинаковые во
Во-первых, они разделяют предложения в тексте, части сложного предложения, однородные члены в простом предложении, отделяют прямую речь от слов автора, обобщающее слово от однородных членов мыслям соблюдать строй и порядок. Здесь верно служат точка и многоточие, вопросительный и восклицательный знаки, двоеточие и тире и, конечно же, запятая. Обратим внимание на предложение 22. В конце предложения поставлен вопросительный знак. Не будь его, разве прочитали бы мы предложение с вопросительной интонацией? Конечно, нет, ведь никаких вопросительных слов автор не употребил. А другая интонация привела бы к искажению смысла, переданного автором.
Во-вторых, знаки препинания выделяют определённые члены предложения, на месте этих знаков мы делаем особые паузы, повышаем или понижаем голос. Здесь трудятся запятые и кавычки. Посмотрим на предложение 9-10, в котором кавычки выделяют прямую речь, слова, крупно написанные маленькой скрипачкой на белом листе. Благодаря расставленным в предложении знакам мы понимаем, на какие именно детали обратил внимание Кинтель, как настойчиво талантливая девочка добивается цели, насколько она талантлива.
Мы очень часто говорим о том, что всякие правила о постановке запятых (двоеточия, тире, и т. д. ) не очень-то нам и нужны, мы вполне могли бы обойтись и без них. Когда-то книги писались не то что без знаков препинания, но и вообще без пробелов, и ничего, как-то ведь их понимали. Но я думаю, что правила постановки знаков препинания (двоеточия, тире, и т. д. ) нужно знать каждому, потому что они организовать нашу речь, выделить в том, о чём мы пишем что-то самое главное, даже передать наши чувства.
Из курса грамматики мы знаем, что есть знаки препинания завершения, выделения, разделения. (Расскажи о функциях того знака препинания, о котором ты пишешь сочинение-рассуждение) .
ИЛИ:
Без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.
Калинов мост символизирует переход в иной мир. Мост между Явью и Навью. Река эта обычно огненная, смоляная, поэтому Смородина. А Калинов мост - раскаленный докрасна.
Упоминается и в заговорах, былинах, сказках. Обычно по представлениям славян эта река находилась на западе. Так же как и у греков - страна мертвых на западе.
Сказка "Иван Быкович"
Илья Муромец и Соловей Разбойник. “Первый бой Ильи Муромца” Там есть тоже упоминание об этой реке. Это уже былины.