1) Орфографическая разминка. Вставьте пропущенные буквы в суффиксах причастий, объясните ваш выбор.
Мысл…щее существо, дума…щий человек, крас…щее вещество, засе…нное поле, прослуш…нный курс, задерж…нный на работе, скош…нная трава, слыш…мый в лесу, спряга…мые существительные, колебл…мый ветром, нарисов…нный ответ, стро…щееся здание. (Слайд 3)
2) Тестовая работа
1. Причастие имеет следующие глагольные признаки.
А) вид
Б) время
В) лицо
Г) переходность
2. Выберите предложение с причастным оборотом.
А) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.
Б) Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.
В) Зловещий вой, пронзительный и наглый, разрезал небо надвое.
3. Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).
А) Море гладко выковано из синего металла.
Б) Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду.
В) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.
4. Укажите словосочетания со страдательными причастиями.
А) расколотый пополам
Б старикам
В) растущее дерево
Г) увядший цветок
Д) исправленный учителем
Е) несклоняемые существительные
5. Укажите, в каких пунктах допущены ошибки в образовании страдательных причастий времени:
А) услышать – услышенный
Б) застрелить – застреленный
В) понять – понятый
Г) засеять – засеятый
Д) запаять – запаянный
III. Объяснение нового материала. Знакомство с порядком морфологического разбора причастия. Параграф 23 стр. 37.
Закрепление.
1) Морфологический разбор причастий (письменно)
Только там, при легком шуме бегущей реки, посреди цветущих и зеленеющих деревьев и кустов, теплом и благовонием дышащей ночи, имеют полный смысл и обаятельную силу соловьиные песни.
С. Аксаков
Весело звенят капели, радуются весеннему солнышку воробушки и синицы, пережившие зимние холода» Тающие сосульки смотрят с крыши вниз, никак не решат: прыгать, не прыгать.. .Можно пускать бумажные кораблики по быстрому ручью во дворе.
Наступила весна. Сквозь низко нависшие тучи стало проглядывать голубое чистое небо. Таким прозрачно-синим оно может быть только весной. По земле побежали звонкие ручейки. Сначала их было мало, но с каждым днем они все чаще и чаще прорезали лед своими струйками. Пение ранних пташек и звонкая all so ch . ru 2001 2005 капель с крыш заполняют мир, весенняя музыка приходит на смену долгому зимнему молчанию и завыванию ветра. Все приходит в движение: суетятся на ветках птицы, весело капают с карнизов жемчужинки. Снег еще прячется в темных углах, не хочет понять, что с каждым часом сугробы становятся меньше, не укрыться им от теплого, долгожданного солнышка. Дни становятся длиннее и светлее. Радуются наступающей весне и люди.
На лицах все чаще появляются улыбки, теперь не страшно выходить на улицу: не закружит тебя вьюга, не засыпет снегом глаза. Больше всего радуются весне ребята. Можно снять тяжелые шубы, надеть резиновые сапоги и весело ходить по лужам, пускать кораблики.
Вскоре из-под земли выглянут первые робкие зеленые травинки, набухшие почки на деревьях лопнут, и появятся изумительные зеленые листочки. На смену белому и серому приходят зеленый и голубой цвета. Весна пришла!
Именно предлог украшает нашу речь, хотя к предлогу и нельзя задать вопрос, но с него можно задать вопрос к другой части речи, к пример: с кем? для кого? по чему? за чем? Но помимо вопрос, предлог нам обозначать время, направление, место нахождение, давать пояснения. Например: Я стою около школы. Саша урона карандаш под стол.
Видите, предлог незаменим в нашей речи, мы сами сразу и не заметим, но предлог так же определить падеж.
Так легко на простых примерах, можно и нужно убедиться, что предлог, либо любая другая часть речи незаменима в нашем языке.