1.От неопределенных форм глаголов разных видов образуйте все формы изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений. Сравните систему форм глаголов совершенного и несовершенного видов.
Выдвинуть – выдвигать, высунуться – высовываться, выспаться – высы-
паться, вытереть – вытирать, выщипать – выщипывать, подъехать – подъезжать,
почистить – прочищать, уведомить- уведомлять; бояться, быть, глядеть, ехать,
лазить, лакомиться, мерить, морщить, мочь, стонать; взглянуть, выкрасить, закупорить, лечь, напоить, положить.
2.Найдите глаголы, которые не имеют форм повелительного наклонения, объясните это грамматическое явление. От остальных глаголов образуйте форму 2-го лица единственного
числа повелительного наклонения. При выполнении задания используйте словарь-справочник «Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка»
(Л., 1973).
Быть, везти, взглянуть, видеть, возить, выгладить, выкрасить, вымазать,
глядеть, гнить, ехать, закупорить, лазить, лакомиться, лечь, мерить, морщить,
мочь, напасть, напоить, ползать, ползти, положить, рассказать, рассказывать,
ржаветь, слышать.
На неделе я впервые побывал в зоопарке. Родители давно обещали мне этот поход, но все никак не получалось. И вот папа объявил, что в воскресенье мы все вместе идем в зоопарк. Радости моей не было предела.
Утром в воскресенье я встал без будильника, потому что мне не терпелось поскорее выйти. Мы позавтракали и отправились в наш городской зоопарк. Дорога туда заняла около часа, так как живем мы на окраине города.
Сам зоопарк расположен посреди городского парка в окружении деревьев. Мы шли по главной аллее и вскоре перед нами возникли большие ворота, украшенные фигурами животных. Возле них стояли люди, предлагающие сфотографироваться с удавом и с обезьянкой, покататься на пони или на машинке. Мы подошли к кассе и купили входные билеты.
У самого входа я увидел киоск, где продавалось угощение для животных: нарезанная морковь, капуста и еще какие-то овощи в пакете. Так как мы ничего с собой не взяли, я попросил родителей купить для меня такой пакет. И не зря, угощать животных оказалось очень весело и интересно.
Первым, с кем мы познакомились, стал огромный зубр. Он подошел к ограждению и потерся об него спиной. Животное это очень большое и массивное, но при этом спокойное. Я угостил его морковкой и мне кажется, мы стали друзьями. Дальше были косули, волки, кабаны, медведи, всех не перечислишь. Я ходил с широко раскрытыми глазами и не мог насмотреться. Мне все было интересно, каждое животное оказалось красивым по-своему и к каждому хотелось подойти. Возле клеток были приколочены таблички с названием животного, его ареалом обитания и основными характеристиками.
Ближе к обеду я проголодался и мы присели на лавочку перекусить. Вокруг было много киосков с едой, но мы взяли с собой бутерброды и купили только чай. Даже просто сидеть на лавочке посреди зоопарка было очень интересно. Вокруг ходили лошади, на которых можно покататься, ездили маленькие паровозики для малышей.
Этот поход оставил мне море приятных впечатлений и интересных открытий. Я уговорил папу еще раз туда сходить.
Всех их в дело вовлекает,
Что им делать, говорит,
Строго сам за тем следит.
Он три времени имеет.
И спрягаться он умеет.
Детям строят много школ,
Чтоб все знали про глагол.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (писать — написать, работать — поработать, экономить — сэкономить, нести, учиться, соревноваться, объединяться, встречаться) .
Глаголы бывают несовершенного (строить, делать, объединять, опираться, достигать, исчезать) и совершенного вида (построить, сделать, опереться, достигнуть, исчезнуть) .
Глаголы делятся на переходные (читать газету, строить дом, выпил воды, не написал письма) и непереходные (ходить, расти, обедать, радоваться) .
Глаголы изменяются по наклонениям: 1) Мы смотрим кинофильм. Пароход прибыл вчера. Туристы приедут на следующий день. Мы будем писать сочинение — глаголы смотрим, прибыл, приедут, будем писать в изъявительном наклонении; 2) Я пошёл бы в бассейн, если бы мне предложили — глаголы пошёл бы, предложили бы в условном наклонении; 3) Читай громко. Читайте выразительно; Век живи, век учись (пословица) ; Семь раз отмерь, а один отрежь (пословица) — глаголы читай, читайте, отмерь, отрежь, живи, учись в повелительном наклонении.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам:
1) Светит месяц в окно.. . Петухи пропели. Погасил свечку и лежу в постели (Никитин) — глаголы светит, лежу употреблены в форме настоящего времени, а глаголы пропели, погасил — в форме времени;
2) Узнаем мы дальние страны, изучим строенье земли, и вырастем мы, капитаны, в моря поведём корабли (В. Гусев) ; В деревне мы будем колхозникам в летних полевых работах — глаголы
узнаем, изучим, вырастем, поведём, будем употреблены в форме будущего времени.
В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам (я пишу, ты пишешь, он пишет, мы пишем, вы пишете, они пишут; я напишу, буду писать, ты напишешь, будешь писать, он напишет, будет писать, мы напишем, будем писать, вы напишете, будете писать, они напишут, будут писать) , а в времени —по числам и родам (в единственном числе) : я, ты, он писал; они писали; я, ты, она писала; мы, вы, они писали.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределённой формой глагола (или инфинитивом) : ходить, стоять, участвовать, расти, стеречь, беречься, откликнуться, тренироваться, заниматься. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.