1. отметь предложение, в котором на месте пропуска необ
ходимо починить тире,
4) величайшее богатство народного лок,
6) сердце не камень.
w) климат в этой местности млос и полезен для
г) сног па окном точно пуховое одеяло.
2. отметь предложение, в котором на месте пропуска
не ставится тире.
а) все присутствующие: преподаватели, студенты,
организаторы конференции говорили о необхо
димости изучать родной язык.
б) экзотические растения, камни причудливой
формы все это вызвало у нас бурю эмоций.
в) майские сумерки, нежная молодая зелень, запах
сирени, гуденье жуков все это было ново и не
обыкновенно.
г) осенние зори мурыс, медленные.
3. отметь предложение, в котором допунцена пунктуацион
ная ошибка. исправь ее.
а) стоял чудесный апрельский день - лучшее время
года в этой местности.
б) гости округлили ивана, нашего знакомого, и за
сыпали его вопросами.
в) он бежал, сломя голову.
г) дмитрий слушал его нахмурившись.
выпиши из предложения словосочетание со связью
примыкание.
между стволов кое-где пробивались косые лучи
заката.
2. отметь двусоставное предложение.
a) мне было трудно дышать.
б) огни на маяках зажжены.
в) детей уже отправили в школу.
г) прекрасное зимнее утро!
3. отметь неполное двусоставное предложение.
a) как хорош осенний лес!
б) в горах - снег.
в) пчелиный рой дымом не применишь.
г) весна.
4. отметь грамматическую основу предложения.
на одном пне я обнаружил семейку рыжих опят.
а) я обнаружил
б) я обнаружил семейку
в) обнаружил семейку
5. отметь предложение, в котором допущена орфографическая
ошибка. исправь ее.
a) перед нами увесистые головы подсолнуха е мяг
кими, еще не созревшими семечками.
б) мы все с нетерпением ждем этого времени.
в) он неплохой человек, хоть и .
г) его безрассудная храбрость, кажется, остается
никем незамеченной.
6. отметь предложения, которых допущена пунктуационная
ошибка. исправь ее.
a) ввиду ожидаемых заморозков, кусты роз укры
ли колпаками из соломы.
б) даша положила на стол небольшой квадратный
предмет, завернутый аккуратно в белую бумагу,
и тщательно перевязанный розовой ленточкой.
в) сестры были давно на месте, занятые хлопотами
по устройству квартиры.
г) роман молодого автора, изданный областным из
дательством, взволновал читателей.
д) мы пили чай, сидя у чистого огромного окна
и смотрели на прохожих.
e) пес тихо повизгивал уткнув морду в ноги хозя
ина.
ж) в середине, громко отшучиваясь, и уверяя всех
в своей совершенной невредимости, шел корна
ков.
3) попрощавшись со всеми, мы отправились домой.
7. отметь предложение, в котором чужая речь оформлена
неправильно. запиши его в исправленном виде.
а) лена прямо отказалась от отпуска и сказала,
что: «мне не хочется ехать сейчас в санаторий».
б) взрослые пытались внушить подростку, что его
горю именно сейчас можно .
1. подчеркни грамматические основы, отметь сложные
предложения.
а) в степи было тихо и светло,
6) не было на лицах их благородства, и нельзя
было ему ждать подады от них,
в) полный диск луны, раньше кроваво-красный,
бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обиль
нее или на степь голубоватую мглу.
г) певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя
в даль моря.
д) блестело море, все в ярком свете, и грозно волны
о берег бились.
e) высоко в горы вполз уж и лег там в сыром
ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.
ж) в лес летели одни только звуки, и фее было слад
ко слушать их.
(м. горький)
2. найди соответствия.
a) он то внезапно принимался громко петь, то
чинал безудержно смеяться.
б) он не решился на эту поездку, и я тоже отка
зал в ней участвовать.
в) купи на десерт винограда и персиков.
г) либо к вечеру подморозит, либо выпадет снег.
д) дождь льет уже второй день, однако мы не теря
ем надежды на скорое отплытие.
e) он всегда поступает так же, как и я.
ж) я не поехал в экспедицию, брат также остался
дома.
вид предложения
1) простое с соединительным союзом
2) простое с разделительным союзом
3) сложносочиненное с противительным союзом
4) сложносочиненное с соединительным союзом
5) сложносочиненное с разделительным союзом
6) простое со сравнительным оборотом
3. отметь варианты сошибкой в определении разряда
сочинительного союза. исправь.
а) ни — ни — соединительный
б) не то — не то — разделительный
в) зато
соединительный
г) либо
противительный
д) однако
противительный
е) тоже
соединительный
4. поставь, где необходимо, запятую перед союзом и.
а) солнце хорошо пригревало и из-под снега кое
где показалась парившаяся земля, но в глубоких
лесах и тенистых оврагах еще лежали глубокие
сугробы.
б) во время грибных дождей в воздухе пахнет дым
ком и хорошо берет хитрая и осторожная
рыба-плотва.
Примеры:
1. Я прекрасно понимал, что, если открою окно, в комнату ворвется свежий ветер. Одиночество дает человеку понять, что, если не найдется скоро родственная душа, жизнь станет еще мрачнее.
2. Он надеялся, что, когда приедет домой, увидеть радостный свет в глазах родных.
3. Я понимал, что, хотя не прав, никогда не соглашусь с наказанием
4. Я прекрасно понимал, что если открою окно, то в комнату ворвется свежий ветер
5. Я буду верить, что когда вырасту, то стану настоящим капитаном
6. Не могу согласиться с тем, что хотя я и повзрослею, то никогда не забуду детских шалостей
Военный лакей, чистя сапог на колодке объявил что барин почивает и что прежде одинадцати часов не принимает никого.
2. Когда страсти совсем улеглись, и когда началось спокойное обсуждение я решился спросить Лукича, о чём у них теперь идёт разговор.
3. Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь.
4. С каждым шагом вперёд, горная панорама точно раздавалась всё шире шире и небо делалось глубже.
5. Звёзды уже начали бледнеть и небо серело, когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском
6. Если вы будете страстно любить родной язык, то вам откроется мир безграничных радостей ибо безграничны сокровища русского языка.
7. Королёв объяснил им, что они будут служить в батальоне аэродромного обслуживания, и что если бы не было их батальона, самолёты не могли бы летать и сражаться.
8. В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек, и как тяжело захрустел наст под ногами медведя.