1. отметь предложение, в котором на месте пропуска необ
ходимо починить тире,
4) величайшее богатство народного лок,
6) сердце не камень.
w) климат в этой местности млос и полезен для
г) сног па окном точно пуховое одеяло.
2. отметь предложение, в котором на месте пропуска
не ставится тире.
а) все присутствующие: преподаватели, студенты,
организаторы конференции говорили о необхо
димости изучать родной язык.
б) экзотические растения, камни причудливой
формы все это вызвало у нас бурю эмоций.
в) майские сумерки, нежная молодая зелень, запах
сирени, гуденье жуков все это было ново и не
обыкновенно.
г) осенние зори мурыс, медленные.
3. отметь предложение, в котором допунцена пунктуацион
ная ошибка. исправь ее.
а) стоял чудесный апрельский день - лучшее время
года в этой местности.
б) гости округлили ивана, нашего знакомого, и за
сыпали его вопросами.
в) он бежал, сломя голову.
г) дмитрий слушал его нахмурившись.
выпиши из предложения словосочетание со связью
примыкание.
между стволов кое-где пробивались косые лучи
заката.
2. отметь двусоставное предложение.
a) мне было трудно дышать.
б) огни на маяках зажжены.
в) детей уже отправили в школу.
г) прекрасное зимнее утро!
3. отметь неполное двусоставное предложение.
a) как хорош осенний лес!
б) в горах - снег.
в) пчелиный рой дымом не применишь.
г) весна.
4. отметь грамматическую основу предложения.
на одном пне я обнаружил семейку рыжих опят.
а) я обнаружил
б) я обнаружил семейку
в) обнаружил семейку
5. отметь предложение, в котором допущена орфографическая
ошибка. исправь ее.
a) перед нами увесистые головы подсолнуха е мяг
кими, еще не созревшими семечками.
б) мы все с нетерпением ждем этого времени.
в) он неплохой человек, хоть и .
г) его безрассудная храбрость, кажется, остается
никем незамеченной.
6. отметь предложения, которых допущена пунктуационная
ошибка. исправь ее.
a) ввиду ожидаемых заморозков, кусты роз укры
ли колпаками из соломы.
б) даша положила на стол небольшой квадратный
предмет, завернутый аккуратно в белую бумагу,
и тщательно перевязанный розовой ленточкой.
в) сестры были давно на месте, занятые хлопотами
по устройству квартиры.
г) роман молодого автора, изданный областным из
дательством, взволновал читателей.
д) мы пили чай, сидя у чистого огромного окна
и смотрели на прохожих.
e) пес тихо повизгивал уткнув морду в ноги хозя
ина.
ж) в середине, громко отшучиваясь, и уверяя всех
в своей совершенной невредимости, шел корна
ков.
3) попрощавшись со всеми, мы отправились домой.
7. отметь предложение, в котором чужая речь оформлена
неправильно. запиши его в исправленном виде.
а) лена прямо отказалась от отпуска и сказала,
что: «мне не хочется ехать сейчас в санаторий».
б) взрослые пытались внушить подростку, что его
горю именно сейчас можно .
1. подчеркни грамматические основы, отметь сложные
предложения.
а) в степи было тихо и светло,
6) не было на лицах их благородства, и нельзя
было ему ждать подады от них,
в) полный диск луны, раньше кроваво-красный,
бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обиль
нее или на степь голубоватую мглу.
г) певуче плещут волны на песок, и я молчу, глядя
в даль моря.
д) блестело море, все в ярком свете, и грозно волны
о берег бились.
e) высоко в горы вполз уж и лег там в сыром
ущелье, свернувшись в узел и глядя в море.
ж) в лес летели одни только звуки, и фее было слад
ко слушать их.
(м. горький)
2. найди соответствия.
a) он то внезапно принимался громко петь, то
чинал безудержно смеяться.
б) он не решился на эту поездку, и я тоже отка
зал в ней участвовать.
в) купи на десерт винограда и персиков.
г) либо к вечеру подморозит, либо выпадет снег.
д) дождь льет уже второй день, однако мы не теря
ем надежды на скорое отплытие.
e) он всегда поступает так же, как и я.
ж) я не поехал в экспедицию, брат также остался
дома.
вид предложения
1) простое с соединительным союзом
2) простое с разделительным союзом
3) сложносочиненное с противительным союзом
4) сложносочиненное с соединительным союзом
5) сложносочиненное с разделительным союзом
6) простое со сравнительным оборотом
3. отметь варианты сошибкой в определении разряда
сочинительного союза. исправь.
а) ни — ни — соединительный
б) не то — не то — разделительный
в) зато
соединительный
г) либо
противительный
д) однако
противительный
е) тоже
соединительный
4. поставь, где необходимо, запятую перед союзом и.
а) солнце хорошо пригревало и из-под снега кое
где показалась парившаяся земля, но в глубоких
лесах и тенистых оврагах еще лежали глубокие
сугробы.
б) во время грибных дождей в воздухе пахнет дым
ком и хорошо берет хитрая и осторожная
рыба-плотва.
указательные; выделяют предмет, на который нужно обратить внимание (вон, вот, вот и, то, это и др.): Вон одна звездочка. Вон другая, вон третья: как много! (И. Гончаров); Человек сидит в седле, ноги тащит по земле — это едет дядя Степа по бульвару на осле (С. Михалков); Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? (Н. Гоголь); Вот бегает дворовый мальчик, в салазки жучку посадив... (А. Пушкин);
определительно-уточняющие; используются для уточнения смысла какого-либо слова или выражения в предложении (именно, точно, ровно, как раз, просто, подлинно, приблизительно, точь-в-точь и др.): Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года (А. Пушкин); Как раз перед воротами на дороге стояли возы (А. Чехов); Почему она любила именно это зеркало, а не другое какое- нибудь? (А. Чехов); Когда он был дома — а он был почти всегда дома, — он все лежал, и все постоянно в одной комнате... (И. Гончаров);
выделительно-ограничительные; выражают ограничительные оттенки слова (единственно, исключительно, только, лишь, только лишь, всего, всего-навсего и др.): Берег между скалами весь пустой, низменный, просто куча песку... (И. Гончаров); Лишь изредка с унылым свистом бунтует вихоръ в поле чистом (А. Пушкин); На полгода всего мы расстаться должны (А. Кольцов); Не колючий, светло-синий по ветвям развешен иней — погляди хоть ты! (А. Фет); На нее было жалко смотреть — просто сердце останавливалось у добрых людей (К. Паустовский);
усилительные; призваны усиливать определенное слово в предложении (даже, и, ведь, же, уж, всё, еще, ни, все- таки и др.): И днем и ночью кот ученый всё ходит по цепи кругом... (А. Пушкин); Уж больно ты грозен, как я погляжу! (Н. Некрасов); Он лгал даже в тех случаях, когда это было нелепо (С. Довлатов); В механике и я чего-нибудь да стою! (И. Крылов); Да обернитесь, вас зовут... (А. Грибоедов).
Модальные частицы выражают:
волю говорящего (это же значение имеют и формообразующие частицы бы, пускай, пусть, давай); это побудительные частицы {да, ну, а ну, ну-ка и др.): Ну, иди скорее; Дайка я посмотрю;
отношение к действию. В соответствии с этим выделяются утвердительные частицы {да, действительно, совершенно верно, конечно, так точно, еще бы, ага и др.): Да. я всегда любил открытия, трогающие сердце подобно хорошей песне (А. Грин); «Вы знаете, что мы приехали с тем, чтобы вы сей же час начали с нее портрет». — «Как же, я готов сию минуту» (Н. Гоголь); «Вы первый курс?» — «Ну, первый. Какое это имеет значение?» (М. Погодин); Да, дело будто бы за малым (А. Твардовский); отрицательные частицы {не, ни, нет, отнюдь не, вовсе не, далеко не и др.): Ни одна звезда не озаряла трудный путь (М. Лермонтов); Нет, царевич, я не та, кем меня ты видеть хочешь (А. Ахматова); Умение пи сать хорошие книги вовсе не равносильно знанию грамоты (Д. Писарев); Мы были далеко не стариками... но прежний задор исчез (И. Эренбург);
вопрос. Вопросительные частицы — ли, ль, разве, неужели, а, что за, да и др.
Сравнительные частицы — будто, как будто, как бы, точно, словно; Вот дом, старинный и некрашеный, в нем словно плавает туман (Н. Гумилев); Дома города точно груды грязного снега (М. Горький); Ветер разлетелся, липа вздохнула и как будто выдохнула из себя миллион золотых листиков (М. Пришвин). Сюда относятся также частицы со значением желательности {бы, хоть бы), долженствования {чтоб), недостоверности, сомнения, неуверенности, неодобрения {вряд ли, вроде, едва ли, авось, будто бы, едва ли не, чуть ли не, бывало и др.
К модальным относят частицы, вводящие чужую речь (мол, -де, дескать и др.)
Эмоционально-экспрессивные частицы обычно употребляются в восклицательных предложениях. К ним относятся такие частицы, как то-то, ну и, что за, еще бы, ну как, где, куда, тоже, ведь, все-таки, даже, вот и, вот тебе и и др.:
Я думаю, во всех.. Например, публицистический: " Именно команде ЦСКА удалось преодолеть жёсткое сопротивление и настойчивость " динамовцев" или такое: " Именно в это время случилось величайшее открытие человечества- изобретение телефона"
Научный: " Именно теорема Фалеса при решении задач на среднюю линию равнобедренной трапеции" или " Среди величайших химиков нашей планеты наиболее точен в области органической химии был А. М. Бутлеров"
Художественный: "Именно в конце мая появляется трезвое ощущения приближающегося лета, этого жаркого палящего солнца с редкими перистыми облаками, шуршанием листьев деревьев , похожим на колыбельную и всплесками неторопливо наплывающих волн..."
"самый удачный поход за сочной, ароматной черникой в лес - начало июня: не слишком жарко, но уже не холодно"