1.Озаглавьте текст. 2. Определите тему текста. 3. Определите основную мысль текста. Стертые каменные ступени, скользкие от мелкого осеннего дождя, вели вниз, в стиснутые высокими скалами ущелья. Одна из ближних к лестнице скал, округлая и тяжелая, напоминала силуэт доисторического животного. Складчатая спина чудовища покрыта, как шерстью, пучками увядшей травы. Только что пребывали мы в цивилизованном мире высотных зданий, автобусов и троллейбусов, переполненных спешащими людьми, мощеных и асфальтированных улиц и площадей, в мире гигантских сооружений и нескончаемых реклам. Но стоило перебраться через большой неподвижный водоем, как мы нежданно-негаданно очутились в царстве неживой природы. Как ни странно, эта жизнь казалась реальной, а та, отделенная тонкой сеткой дождя, сквозь которую просвечивали контуры современных катакомб, представлялась наваждением. И вот мы прикасаемся к древности, искусно созданной и сохраняемой учеными-экологами. Мы приостановились у безлюдного берега озера, любуясь открывшимся пейзажем: серебряной ниткой прорезал песчаную гряду ручей, чуть-чуть пожухлая зелень трав обвивала кусты ольшаников, создавая живописный рисунок. Облетающие березы, кустарники – все это образовывало неповторимый ландшафт. Мы стали продвигаться в глубь территории, как вдруг услышали детские голоса. Посторонившись, мы пропустили небольшой отряд ребятишек в непромокаемых курточках и вязанных из разноцветных ниток шапочках. Впереди шагал улыбчивый веснушчатый мальчуган, державший флаг. На бледно-голубом полотнище был нарисован диковинный рогатый жук-олень. Флажки поменьше, тоже с изображением насекомых, несли другие дети. Но вот мимо нас последние следопыты, и мы расспросили руководителя, наблюдавшего издали за ребятами, о цели их путешествия. Он объяснил нам, что эти дети – юннаты и что все члены общества охраны природы приводят сюда своих подшефных школьников, чтобы с детства привить им любовь к природе, к своей страны. По прибытии в город мы не захотели идти ни в театр, ни в кино, потому что ничто другое, кроме встречи с живым чудом, не влекло нас.
Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены (страдательное причастие) масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были раскрыты (страдательное причастие) настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный (страдательное причастие) стол, слева виднелась массивная печь.
Вскоре с улицы прибежала Наташа, |встретившая (действительное причастие) меня так, как будто мы с ней были старые знакомые (причастный оборот)|. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад, |выращенный (страдательное причастие) чуть ли не под самым Полярным кругом (причастный оборот)|.
Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой. |Перешагнув за калитку (деепричастный оборот)|, я неожиданно увидел яблоньки, малинник, | густо усыпанный (страдательное причастие) кое-где уже поспевающей (действительный залог) ягодой (причастный оборот)|. |Почувствовав смолистый аромат (деепричастный оборот) |, я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево.
Дом стоял несколько в стороне. Окна его были ПОКРАШЕНЫ (страд.) масляной краской, а небольшое крылечко сбоку еще пахло сосной. Двери были РАСКРЫТЫ (страд.) настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашеный стол, слева виднелась массивная печь.
Вскоре с улицы прибежала Наташа (x), |ВСТРЕТИВШАЯ (действ.) меня так| (п.о.), как будто мы с ней были старые знакомые. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил ее сначала показать мне сад (x), |ВЫРАЩЕННЫЙ (страд.) чуть ли не под самым Полярным кругом| (п.о.).
Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиной листвой.
|Перешагнув за калитку| (д.о.), я неожиданно увидел яблоньки, малинник (x), |густо УСЫПАННЫЙ (страд.) кое-где уже ПОСПЕВАЮЩЕЙ (действ.) ягодой| (п.о.).
|Почувствовав смолистый аромат| (д.о), я повернул голову налево и увидел кедры. Они были иссиня-черные, по-медвежьи угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево.
_
*1) Страдательные и действительные ПРИЧАСТИЯ выделены.
2) Деепричастные (д.о.) и причастные (п.о.) обороты выделены.
** некрашеный – отглагольное прилагательное