1.Ознакомьтесь с информацией, составьте план сообщения, отправьте на проверку. Что такое "русские суеверия"? В сущности, они до сих пор окружают нас в обыденной жизни. Суеверия отражены в привычных нам поговорках, присловьях, приметах, действиях. Так, столкнувшись с неприятной неожиданностью, мы говорим - "Не было печали, да черти накачали", а, совершив необдуманный поступок - "Черт попутал". Человек, потерявший нужную вещь, нередко призывает: "Черт, черт, поиграй да отдай!" - почти не вдумываясь в то, что стоит за этими словами, и уж тем более не всегда веря в существование черта, играющего похищенными вещами. В одной из книг Н.М Карамзина, посвященных жизни русской провинции середины XIX века, упоминается множество примет, которые издавна "в ходу по всей земле русской". "Приметы общи не только низшим слоям нашего общества, но и среднему его кругу", - констатирует автор, приводя как вполне актуальные для XIX века наблюдения летописца Нестора: "Мы только словом нарицаемся христиане, а живем по-погански. Верим встрече: если кто черноризца встретит или попа, или коня лысого, или свинью (выйдя из дому), то возвращается. Не поганский ли то обычай? Другие верят чиханью, что бывает будто бы на здоровье голове...". Приметы, обычаи, присловья, иногда по видимости необъяснимые, связаны с областью народных верований. Смысл многих из них можно понять, зная, как воспринимали мир наши предки.
А нам поближе познакомиться с ними произведения русских писателей: Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника», Николая Васильевича Гоголя «Майская ночь или утопленница», «Старосветские помещики», Николая Семёновича Лескова «Очарованный странник» В наше время люди большое внимание уделяют снам. Увидеть во сне покойника – к непогоде. Особое внимание отводится снам, увиденным перед религиозными праздниками. Существует поверье: если перед родительской субботой сесть на церковную паперть да всё на дорогу смотреть, можно увидеть человека, за которым в этом году смерть придёт. Эту примету описал И.С.Тургенев в своём рассказе «Бежин луг».
У И.С.Тургенева в рассказе «Бежин луг» речь о приметах и суевериях ведут дети.
«…-Экое диво! – промолвил Костя.- я думал, покойников можно только в родительскую субботу видеть.
- Покойников во всяк час видеть можно – с уверенностью подхватил Илюша, который, сколько я мог заметить, лучше других знал все сельские поверья… - Но в родительскую субботу ты можешь и живого увидать, за кем, то есть, в том году очередь помирать. Стоит только ночью сесть на паперть на церковную да всё на дорогу глядеть. Те и пойдут мимо тебя по дороге, кому, то есть, умирать в этом году. Вот у нас в году баба Ульяна на паперть ходила.
- Ну, и видела она кого-нибудь? – с любопытством спросил Костя.- Как же. Перво-наперво она сидела долго, долго, никого не видала и не слыхала… только всё как будто собачка этак залает, залает где то… Вдруг, смотрит: идёт по дорожке мальчик в одной рубашонке. Она приглянулась – Ивашка Федосеев идёт…
- Тот, что умер весной? – перебил Федя.
- Тот самый. Идёт, и головушки не подымает… А узнала его Ульяна… Но а потом смотрит: баба идёт. Она вглядываться, вглядываться, - ах ты, Господи! – сама идёт по дороге, сама Ульяна
-Неужто сама? – спросил Федя
- Ей-богу, сама.
- Ну что ж, ведь она ещё не умерла?
- Да году то ещё не . А ты посмотри на неё, в чём душа держится…».
Часто у людей вызывают опасение видения, которые приходят во сне. Эти видения в различных образах приносят важную весть от умерших родственников, и тогда люди готовы принять важное решение в жизни.
ЗА ФИГНЮ БАААН
Илья Ильич засыпает на мучительной, неразрешимом вопросе: «Отчего я … такой?» Разум и логика были бессильны ответить на него, бессильны объяснить Обломову, в чем истинная природа его личности. Во сне ему отвечают родовая память и безотчетная привязанность героя к родному дому. Под всеми слоями Обломовского существования, в самой глубине сна и сознания Гончаров находит источник живой и теплой человечности этого мира.
Нравственная и эмоциональная сердцевина обломовского мира – мать Ильи Ильича.
«Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней: у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно 2 теплые слезы»
Сейчас перед нами лучший, чистейший Обломов. Таким он остается в своей любви к Ольге, с которой его связывает не страсть, а кроткое, нежное чувство.
Рассказ о жизни Обломова развертывается в 2 временных измерениях: воспитание Илюши – его итоги в характере Ильи Ильича, от детства протягиваются прямые нити к герою начальных глав романа.
Жизнь обломовцев правдоподобна. Из нее, как из окружающей природы, изъяты сильные движения. Сумма «воспитательных наказов няни» состоит из бесконечных «нет» и «не», на которых держится как раз и всё описание «претесного уголка».
В обломовской жизни, символом которой для ребенка стал послеобеденный сон – «всепоглощающий, ничего не делающий сон, истинное подобие смерти», Вот день, полный первой и главной жизненной заботы в Обломовке - заботы о пище»; наступила ночь.
Единственная форма духовной жизни, доступная обломовцам, причастность к миру сказок, легенд, мифов. Развивая мечтательность, сказка только больше привязала мальчика к дому. Ведь в сказках живет та же обломовка, только поэтически украшенная. Няня нашептывает ему о какой-то неведомой стране, где нет ни ночей, ни холода, где совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют все добры молодцы, такие как Илья Ильич, да красавицы, что «ни в сказка сказать, ни пером описать».
По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Именно для показа начала обломовщины Гончаров вводит в повествование сон Обломова. Он наиболее полно раскрывает картины патриархальной жизни в родном доме, которые навсегда остались для Ильи Ильича идеалом настоящей жизни – спокойной и сытой.
может тут что-то подходящее подберешь для себя