1. Перепишате, расставляязнаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Объясните значения выделенных слов и словосочетаний. Прав ли А.Н.Толстой, называя руский язык орудием жизни, мысли, чувств? Сформулируйте правило о знаках препинания при сравниельных оборотах. Русский язык! Тысяч…летия с…здавал народ это гибкое пышное (не)и…черпаемо богатое умное по…тическое и трудовое орудие своей социальной жизни своей мысли своих чу...ств надежд своего гнева своего великого будущ...го. Дивной вязью плелнарод (не)вид...мую сеть русского языка: яркого как радуга вслед весе...ему дождю меткого как стрелы задушевного как песня над колыбелью. Др...-мучий мир на который он накинул в...лшебную сеть слова пок...рился нму как обузда...ый конь.
(А.Н.Толстой)
2. Прочитайте высказывания о русском языке.
Подчеркните слова, характеризующие русский язык. Определите типы (прямые, переносное) их значений. Распространите второе предложение сравнительными оборотами, подобрав к каждому прилагательному сравнение.
1) Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем, почти без всякого чуждого примеса, течет, как гордая, величественная река – шумит, греми-и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса! (Н.М.Карамзин)
2) Настоящий, сильный, где нужно-нежный, трогательный, где нужно-строгий, серьезный, где нужно-страстный, где нужно-бойкий и живой язык народа (Л.Н.Толстой).
3. Перепишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Найдите грома, молнии, ветра. Как называется такое средство выразительности. С какой целью оно используется в тексте? Что обозначает приставка в глаголах закачался, захлестал? Какие языковые средства дают возможность читателю зримо представить начало грозы?
И вот наконец сорвалась буря. Ви…жит ветер мечет…я как беше…ый мчатся рыжие низкие словно в ключ…я разорва…ые облака. Все закрутилось смешалось захлююю-стал закачался отвес…ными стенами р…яный лив…нь молнии слепят огнистой зелен..ю стреля…т как из пушки отрывистый гром.
(И.С.Тургенов)
коса может быть у девушки
и может быть как прибор для скашивания травы
2.многие слова в переносном значении авторы используют для придания тексту красочного оттенка,например, автор играет на нашем воображении как гитарист играет на своей гитаре, или ,например, волны накрывали меня
3. Наш язык богат яркими, образными выражениями. Многие из них являются у- фразеологизмами. Очень часто фразеологизмы образуются, когда слова в словосочетаниях употребляются не в прямом смысле: сидеть сложа руки ,бездельничать не в буквальном, а в переносном смысле, вешать лапшу на уши , лить крокодильи слезы,т.е не искренние