1) Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
С рю..заком за пл..чами и удоч..ками я медленно брёл по бер..гуизвилист..й р..ч..нки(2) в поисках хорош..го рыбного(3) места но мне всё (не)в..зло. Соб..рат..ся домой ещё рановато. Я (не)т..рял надежды и всё шагал вни(з/с) по т..чению. Умаялся и пр..сел на в(з/с)горок у светлой заводи.
Глянул сверху на песча(н,нн)ое дно: вот прон..слась стайка (красно)пёрых окуньков. Юркнула плотва св..ркнула серебря(н,нн)ым боком. Возле (не)больш..й замшелой коряги пр..таился щурёнок. Я разм..тал леску и забросил крюч..к с нажи(в/ф)кой.
Ч..ть слышно чмокнул п..плавок. На ми(г/к) з..ркальнуюгла(д/т)ь п..крыли круги и всё стихло. Долго ждать (не)пр..шлось. П..плавок в(з/с)дрогнул крутнулся и п..грузился в (с..невато)бурую воду. Я п..дсёк и выбр..сил на бере(г/к) крупного окуня.(4)
2) Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы: (2) — морфемный и словообразовательный разборы слова; (3) — морфологический разбор слова; (4) — синтаксический разбор предложения.
3) В выделенном предложении (в тексте 1) найдите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков, выпишите это слово. Объясните причину данного несовпадения.
4) Поставьте знак ударения в следующих словах.
Звонит, километр, намерение, спокойнее.
5) Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Ученики нашего класса занимаются в театральной студии с двух часов до пяти.
6) Выпишите предложение, в котором нужно поставить тире. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Ласты пингвинов жёсткие и мощные.
2) Наши голоса нарушают тишину леса.
3) Родниковая вода чиста и прозрачна.
4) Полевые мыши симпатичные зверьки.
7) Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Отец перебирал грибы любовался ими и взвешивал на ладони.
2) Изба стояла на краю села белая сирень окружала её со всех сторон.
3) Научи меня бабушка Ульяна искать лечебные травы в лесу.
4) Толя сел на сухой брезент и поджал босые ноги.
1. С не является членом предложения, СС – напротив, является. Сравним: Я сказал, что приду в пять // Я сказал, что нужно сделать для достижения победы. В первом предложении к С что мы не можем поставить вопрос, во втором предложении к СС что вопрос может быть подобран. Первое время, вероятно, будет сложно ставить вопрос в неочевидных ситуациях, поэтому можно прибегнуть к такой хитрости: заменить СС, например, существительным по смыслу (заодно и определим падеж нашего СС): Я сказал, что нужно сделать для достижения победы → для достижения победы нужно делать (что?) первые шаги, усилия и др.
2. Т.к. С незнаменательная часть речи и, следовательно, не является членом предложения, его можно безболезненно «опустить» – смысл предложения от этого ничуть не изменится, СПП превратится в БСП: Я предположил,что она настаивает на новой встрече → Я предположил: она настаивает на новой встрече. Этот метод разграничения С и СС является одним из самых простых, но эффективных.
СС – это местоимения и местоименные наречия, значит, знаменательные части речи. Они не могут быть, подобно С, «выброшены» из предложения, т.к. смысл сказанного исказится: Мария Ивановна не смогла угадать, как Ангелина отреагирует на сказанное → Мария Ивановна не смогла угадать: Ангелина отреагирует на сказанное. Как видим, предложение теряет смысл, ведь мы подразумеваем силу эмоциональной реакции (отреагирует бурно, спокойной др. в соответствии с методом 1), что не отражается в модифицированном варианте.
3. Опираясь на данные двух предыдущих пунктов, делаем вывод, что логическое ударение падает на СС, а не на С:
Я сказал,что (–) приду в пять.
Я сказал, что (+) нужно сделать для достижения победы.
Этот пункт ориентирован на наиболее подготовленных учеников, т.к. при разграничении интонации мало знаний, нужно и особое – «интонационное» – чутье.
4. Как правило, С и СС присоединяют разныепридаточные части. Так, СС чтоприсоединяет придаточные определительные, а С – придаточные изъяснительные: И почему-то мнена память пришли слова композитора о вечном отблеске, что бросает на нас искусство // Никто не знал кругом,что жизни счёт начнётсяс этой ночи. В первом случае отблеске(каком?) …, во втором случае не знал (чего?)…. Соответственно СС и С.
У меня самая хорошая мама на свете. Мы с моим братом Кириллом очень ее любим. Моя мама – энергичная и современная женщина. Ей тридцатьлет. Она хорошо выглядит и занимается спортом. Мама ходит в бассейн, любит играть в теннис и бадминтон. Работает мама в транспортной фирме, в офисе. Она организует перевозки различных грузов.
Мама работает много. Из-за этого у нее мало времени, чтобы готовить дома еду, стирать и убирать. Поэтому все в нашей семье научились сами себя обслуживать, чтобы маме не приходилось все делать самой. И это полезно, потому что приучает к самостоятельности. А если у мамы есть время, пусть она лучше вяжет. Мама прекрасно умеет это делать: она связала мне красивый свитер, папе – теплые носки, а бабушке –шарфик с цветами.
Иногда мы вместе с мамой играем в настольный теннис. У нас есть специальный столик, который мы раскладываем в таких случаях. Еще мама любит природу и выращивает разные красивые цветы на подоконниках.
Мама для нас с Кириллом – не нянька, а настоящий друг. К ней всегда можно прийти со своими проблемами, и она не будет ахать, а просто выслушает и Ну, конечно, немного почитает мораль, потому что ее дело - нас воспитывать. Мама добрая, сильная, спокойная и понимающая. Но мама не поэтому самая лучшая, а просто потому, что она наша мама. Самая дорогая и родная.