1.Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. 2.Укажите границы предложений.
3.Определите, к какому
слову относится придаточное. Задайте вопрос.
4.Укажите, что является средством связи придаточного предложения с главным.
1) Пожил немного Витус в родном доме и стал подумывать куда отправиться снова.
2) Мне верить хочется что сердце не игрушка.
3) Тотчас стало слышно как ветер шумит в кроне деревьев.
4) Что волки жадны всякий знает.
5) Не зная куда от тоски и скуки деваться в доме я вышел на улицу.
6) Мы хотим чтобы песни звенели повсюду.
7) Не забывай что после вьюги опять в цветах приходит май.
8) Все как будто ждали не будет ли он ещё петь.
9) В течение нескольких минут разведчики напряженно слушали откуда доносится звук.
10) Вы удивитесь узнав с какой тщательностью Тургенев сделал рисунки к своей книге «Записки охотника».
Задание № 4.
Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. Составьте схемы предложений.
1) И тотчас же стало видно что в лесу уже светлая лунная ночь что поляна освещена сияющим месяцем что чащи леса почернели и отделились от неё.
Схема:
2) Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и как лаяли в селении собаки.
Схема:
3) Он теперь знал что такое бой и что такое смерть и что такое страх.
Схема:
4) И каждый раз приезжая сюда я видел как разрастается сад и старятся дом и его хозяйка.
Схема:
1. [Он пополнел и неохотно ходил пешком], → почему? → (так как страдал отдышкой).
Придаточное обстоятельственное причины.
2. [Я уже кучеру сказал], → что? → (чтобы ковром покрыл сани).
Придаточное изъяснительное.
3. [Я пригласил вас, господа, с тем], → для чего?→ (чтобы сообщить вам пренеприятное известие).
Придаточное обстоятельственное цели.
4. [Из-за скалистого холма, → какого? → (где тёк ручеёк), возвышался другой холм].
Придаточное определительное.
5. [Впереди, (где осталась роща), ← где? ← возвышались берёзы].
Придаточное обстоятельственное места.
6. [Он очнулся], (когда солнце стояло уже высоко).
Придаточное обстоятельственное времени.
7. (Куда ушла она), ← не мог сказать что? ← [никто не мог сказать].
Придаточное изъяснительное.
8. (Когда в товарищах согласья нет), ← при каком условии? ← [на лад их дело не пойдёт].
Придаточное обстоятельственное условия.
9. [В приемной комиссии меня спросили], → о чём?→ (где я теперь работаю).
Придаточное изъяснительное.
10. [Меня лечил полковой цирюльник], → почему? → (ибо в крепости другого лекаря не было).
Придаточное обстоятельственное причины.
11. [Он взглянул на меня так], → как? → (что я вздрогнул).
Придаточное обстоятельственное образа действий.
12. [Дети чувствуют], → что? → (кто их любит).
Придаточное изъяснительное.
13. [Деревня, → какая? → (где скучал Евгений), была прелестный уголок].
Придаточное определительное.
14. [И через силу скачет конь туда], → куда? → (где светится огонь).
Придаточное обстоятельственное места.
15. (Раз посеял просо), ← при каком условии? ← [не жди бобов].
Придаточное обстоятельственное условия.
[...] - главное
(...) - придаточное
когда я первый раз пошёл на карате я и не представлял себе ,что стану чемпионом мира. Помню первую победу я одержал когда у меня был желтый пояс. Перед боем я волновался, было страшно но мысль что я смогу победить предавала сил. Пришёл мой черед. Сражались мы долго и упорно , но в один момент противник отвлекся и я смог заработать последнее очко в мою сторону. Бой был закончен. Следующий этап- награждение. Я вышел встал на пьедестал. Ко мне подошёл мой тренер и с радостью на глазах вручил мне первое место. Я не забуду этот момент никогда: я рад, мама с бабушкой плачут от счастья, а отец, стараясь сохранять достойное выражение лица, был горд за меня.
Хоть это и был самый радостный момент в моих соревнованиях, надо помнить: главное не победа, а участие!