(1) подошли к пулкову, с высоты открылась равнина, посреди густо вся усеянная фигурками людей.(2) сотни, тысячи солдат стекались с разных сторон в город. (3) по заросшим полям, исчерченным проселками, тянулись повозки с пулеметами, снарядными ящиками, телеги со скарбом беженцев, они везли детские коляски, велосипеды, увешанные узлами. (4) то было наглядное зрелище всеобщего отступления, картина, которая напоминала огромное полотно брюллова «последний день помпеи». (5) никто не останавливал эти массы отступающих. (6) кое-где выделялись группы солдат, сохраняющих строй, маленькие отряды в десять-пятнадцать человек, они шагали, не смешиваясь с этим муравейником.
(7) показались самолеты. (8) сперва несколько, потом небо загудело, их налетели десятки. (9) в поле укрыться негде, был виден каждый человечек. (10) сперва посыпались небольшие бомбы, затем свинцовые очереди, штурмовики били бесприцельно, оставляя вокруг на земле лежащих, ползущих.
(11) бежали кто куда, но всё к городу, к горизонту, обозначенному каменными корпусами. (12) с ревом, на бреющем полете, самолеты неслись прямо над головами, поливая свинцом бегущих. (по д.гранину)
прочитайте текст и выполните послетекстовые .
1. выпишите из текста существительные, образованные путем перехода из других частей речи.
2. запишите все прилагательные первого абзаца. укажите среди них относительные.
3. из предложений 4-6 выпишите все местоимения и укажите их падеж.
4. из предложений 8-11 выпишите все местоимения и укажите их разряд по значению.
5. подчеркните все числительные текста как члены предложения, образуйте от одного из них однокоренные слова разных частей речи.
6. запишите все глаголы из предложений 1-2. укажите их постоянные грамматические признаки.
7. от глаголов предложений 10, 11 образуйте все возможные формы деепричастий и причастий. выделите суффиксы, укажите вид.
8. из предложений 6-9 выпишите все наречия и определите их разряд по значению.
9. выпишите из текста наречия, омонимичные предлогу. какие еще случаи омонимии наречия и предлога вам известны? примеры.
10. выпишите из текста слово(а), в котором(ых) правописание суффикса определяется правилом: «в суффиксах полных страдательных причастий времени пишется нн». орфограмму обозначьте графически.