1) Подвиг Александра Матросова стал одним из символов героизма и вошёл в историю Великой Отечественной войны. (2) Шёл 1941 год. (3) Молодёжь стремилась на фронт, чтобы вступить в борьбу с врагом. (4) Будущий герой, Александр Матросов, был зачислен добровольцем в качестве курсанта пехотного военного училища. (5) Молодые курсанты познавали военную науку, жили в землянках, совершали длительные марш-броски при сорокаградусном морозе.
(6) Учитывая крайне тяжёлое положение на фронте и особенно на Сталинградском рубеже, курсанты были выпущены из училища до и направлены на фронт.
(7) 27 февраля 1943 года шёл ожесточённый бой у небольшого посёлка Чернушки Псковской области. (8) Было сделано несколько отчаянных попыток уничтожить огневую точку противника. (9) Но все они оказались неудачными. (10) Рванувшись вперёд, своим сердцем и грудью Матросов упал на огневую точку врага и заглушил дзот. (11) Путь для продвижения его боевых товарищей вперёд был открыт. (12) Спустя час посёлок Чернушки был взят. (13) Над этим маленьким посёлком, частицей нашей Родины, был водружён советский флаг.
(14) Александр Матросов, как и многие его боевые товарищи, отдали свою жизнь за свободу нашей Родины. (15) Этот подвиг стал настоящим символом мужества, героизма и воинской доблести, любви к Родине и бесстрашия. (16) Александру Матросову за совершённый им подвиг было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
(По С. Вознесенскому)
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
1. Теплая золотая осень легко прикасается к дальнему лесу. 2. То тут, то там загораются жёлтым огнем осинки. 3. Прикосновение осени чувствуют и клёны. 4.Во все стороны раскинули они свои резные разноцветные листья.
5. Нарядные берёзки расположились на левом краю леса. 6. На них ещё много зеленых листьев. 7. Но и до них доберётся осень. 8. Вспыхнут тогда на берёзках жёлтые и оранжевые огоньки, словно загорится множество свечей.
9. А на другом краю леса растут пушистые вечнозёленые ели. 10. Осень не преграда для их пышной хвои.
11. Не оставит осень никого в стороне от своей заботы. 12. Всех принарядит, приголубит последним теплом, озарит неяркими лучами и уйдет на покой.
1. Березки, на березках.
2. Нарядные: наряд — корень, н — суффикс, ые — окончание, основа — нарядн.
Березки: берез — корень, к — суффикс, и — окончание, основа — березк.
3. ПРЕграда — близкое по значению к приставке ПЕРЕ (перегородить).
4. Вечнозеленые.
5. РАСтут, РОСли, выРАЩенный.
6. Беспокойный — префиксально-суффиксальный, покоить — суффиксальный.
7. Раскинули: рас — приставка, ки — корень, ну — суффикс, л — суффикс, и — окончание, основа — раскину; раскинули — раскинуть (суффиксальный