1. Понятие литературного языка. Его основные признаки. 2. Определите функционально-стилевую принадлежность текста. Обоснуйте свою точку зрения. Укажите 1) лексические и 2) грамматические средства.
Лексико-семантический строй языка несет в себе диалектические противоречия. Внешняя форма слов, грамматические и словообразовательные категории, определяющие группировку и смысловые соотношения слов, влияющие на связь значений, и самый лексический инвентарь языка, и даже типические грамматические схемы предложений, и основные семантические группы слов, и правила их связей и соотношений унаследуются от но в процессе непрестанных изменений, вызываемых общественной практикой, потребностями материальной жизни общества – включают в себя и новое жизненное содержание. Возникают конфликты между старой формой и новым содержанием.
( В.В. Виноградов)
3. Прочитайте высказывания, встретившиеся в текстах современных газетных публикаций, радио- и телепередач. Обратите внимание на выделенные слова. Определите, нарушение каких норм литературного языка привело к ошибке?
1. Ирина Понаровская займется рекламой чулков (газета «Московский комсомолец», 14.03.97).
2. Эти ребята скомроментировали идею правового государства (ТВ-Центр, «Пресс-клуб», 16.11.98).
3. Последнее высказывание является кредом любой уважающей себя фотомодели (газета «Вечерняя Москва», 5.01.99).
4. Но никогда этот переговорный процесс в процессе переговоров так не освещался, не комментировался, не обсуждался (НТВ, «Итоги», 14.03.99).
4. Определите место ударения в следующих словах:
Афера, баловать, балованный, валовой, вероисповедание, жалюзи, завидно квартал, маркетинг, сирота, сироты, столяр, торты, кусочек торта, украинский, усугубить, дешевы, дешев, дешево, дешева.
5. В приведенных предложениях устраните ошибки, связанные с нарушением лексических норм. Укажите причину ошибки, предложите правильный вариант высказывания.
1. В городе построен памятник нашему земляку, Андрею Платонову.
2. Я собираюсь предоставить свою работу на конкурс.
3. Надо тактически намекнуть ему, что он не должен сам принимать столь ответственные решения.
4. Девушка одела пальто.
6. Определите род имен существительных. Составьте словосочетания с прилагательными.
1. Рояль, тюль, мозоль, шампунь, вермишель, толь, туннель, вуаль, бандероль.
2. Такси, виски, киви, пари, жалюзи, пони, , алиби, МВФ, кредо, колибри, Сочи, Миссисипи, шимпанзе, кофе.
7. Образуйте форму множественного числа существительных.
Бухгалтер, директор, договор, инженер, доктор, мастер, округ, кондуктор, инструктор, фронт, профессор, сорт, сторож, тенор, редактор, режиссер, слесарь, хутор, поезд, торт, шофер, крейсер, трактор, прожектор, цех.
8. Проспрягайте глаголы:
Плескать, щипать, полоскать.
9. Выберите нужную форму сказуемого. Объясните свой выбор.
1. Ряд мероприятий, посвященных 120-летнему юбилею И.А.Бунина, (пройдет – пройдут) в Ельце, Воронеже, Орле.
2. В группу студентов, направленных на полевую практику, (входит – входят) сорок один человек.
3. Целый ряд выступающих (настаивал – настаивали) на отрицательном ответе.
4. Несколько наших старшеклассников (принимало – принимали) участие в городской олимпиаде.
10. Найдите и объясните ошибки в употреблении деепричастного оборота. Исправьте предложения.
1. Проработав всего два месяца, у него возникли осложнения с начальником цеха.
2. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого.
3. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.
4. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.
Поэтому и функции полицейского разные: можно служить в уголовном розыске, патрульно-постовой службе, службе участковых, отделах по борьбе с экономическими преступлениями.
Наверное, нет настолько опасной профессии, как профессия полицейского. Рискуя жизнью, полицейские принимают участие в операциях по захвату особо опасных и вооруженных преступников, по розыску воров, по раскрытию серьезных краж.
Наверное, нет такой другой профессии, где нужно обязательно обладать определенным набором профессиональных и личностных качеств. Конечно, никто не говорит о суперменах со сверхъестественными таких полицейских мы видим только в кинофильмах. В реальной жизни – это серьезные, ответственные, мужественные люди.
Требования к кандидатам на службу в органах правопорядка достаточно жесткие. Понятно, что они не должны иметь судимости, быть физически и психически здоровыми: обязательна сдача теста по физической подготовке, прохождение психологической проверки. Кроме того, периодическая сдача нормативов по стрельбе и физподготовке обязательна и во время прохождении службы.
Наверное, нет более такой трудной профессии, как профессия полицейского. Тяжелые условия службы, постоянные психологические стрессы, необходимость общаться с «отбросами общества» и при этом самому оставаться человеком – все это сложные вопросы, которые ежедневно решает сотрудников органов внутренних дел.
Наверное, нет такой другой профессии, с которой бы связывали понимание благородства, чести, порядочности. Не запятнать честь мундира – это священный долг каждого полицейского.
И, наконец, ни одна профессия не находит такого эмоционального отклика в обществе, как профессия полицейского: от уважения и гордости до презрения и ненависти. Иначе не было бы ни фильмов, таких как «Следствие ведут знатоки» или сериал «Участок», ни анекдотов, в которых народ высмеивает «оборотней в погонах».
Словом, профессия полицейского – это интересная, трудная, но нужная профессия, которая сделать жизнь других людей и всего общества лучше.
Предстоящей встрече - согласование, осенним лесом - согласование, - управление, рад встрече - управление, тонконогие осинки - согласование, застенчиво толпятся - примыкание, толпятся у опушки - управление, молодой осинки - согласование, позади осинки - примыкание, высится лес - не словосочетание, а грамм.основа, старый лес - согласование, свежие листья - согласование, поднимаю с земли - управление, молодые дубки - согласование, с неопавшей листвой - согласование, попадаются изредка - примыкание.