1) Проанализируйте примеры слов, которые относятся к собственно русским, то есть возникшим в русском языке, развивающемся самостоятельно с рубежа
XIV—XV веков по настоящее время. Все ли они являются знаменательными? К ка-
кем тематическим группам можно отнести эти слова?
1) Варенье, голубцы, лепёшка, Билка, обложка, вьюга, гололёд,
смородина, кустарник, ненастье, возчик, лётчик, каменщик, налад-
чик, школа-студия, МХАТ, СССР, зажим, переплёт, пароход, само-
ет. Вться, разбежаться, по-матерински, огнетушитель, раздевал-
ка, по-дружески, вследствие, насчёт, сверх, наподобие, дикорастуший
2) Шоссейный, кофейня, компьютерный, джазовый, дзюдоист,
серфингист, диджеевский, форумчанин.
2) Подумайте, какой общий признак объединяет все собственно русские сло-
ва. Связан ли этот признак с их структурой и делением на морфемы?
я
3) Чем, по вашему мнению, различаются первая и вторая группы слов?
4)Проведите словообразовательный анализ слов и выпишите их, разделив
на группы в зависимости от словообразования.
Сколько трудных дорог пройдено Вами. Дороги эти были тяжелыми, неровными от разрывов бомб и снарядов. Но вы шли по ним, не обращая на это внимание, потому что у Вас была одна цель – освободить нашу страну от врагов.
С тех пор, как отгремели последние залпы войны, сменилось не одно поколение, но каждый год люди вспоминают Великую Победу, чтят память погибших солдат, чествуют живущих ветеранов. И для нас, сегодняшних важно, что «никто не забыт, ничто не забыть».
Схема: [ = ], (что - = ), (что = ).
Тип придаточных: изъяснительные.
Виды подчинения: однородное.
[не приходило в голову] → что? → (что человек не растение)¹
→ (что процветать ему не долго)²
2. Он придерживал Катерину Петровну за руку, когда она расписывалась, чтобы не расписалась там где не надо.
Схема: [-- = ], (когда - = ), (чтобы = ).
Тип придаточных: (когда ) → обстоятельственное времени
(чтобы ...) → обстоятельственное цели.
Виды подчинения: параллельное.
[придерживал] → когда? → (когда )¹
[придерживал] → зачем?/ с какой целью? → (чтобы )²
3. Но кажется, что песня все ещё длится, что ей нет и не будет конца.
Схема: [ Но = ], (что - = ), (что = ).
Тип придаточных: изъяснительные.
Виды подчинения: однородное.
[кажется] → что? → (что песня ещё длится)¹
→ (что ей нет и не будет конца)²
4. Мир не отнять у тех, чьи руки держали оружие и воспаленные губы ощущали слезы на щеках осиротевших детей, чьи глаза видели и навсегда запечатлели в памяти ужасы войны.
Схема: [ = ], (чьи ...), (чьи ... ).
Тип придаточных: изъяснительные.
Виды подчинения: однородное.
[не отнять] → у кого? → (чьи руки держали )¹
→ (чьи глаза видели )²
5. Когда шёл этот разговор, мы не подозревали, что ночь эта была самая проклятая из всех ночей.
Схема: (Когда = --), [-- = ], (что -- =).
Типы придаточных: (когда ) → придаточное обстоятельственное времени
(что ) → изъяснительное
Виды подчинения: параллельное
[не подозревали] → когда? → (когда ...)¹
[не подозревали] → о чём? → (что ...)²