1. Проанализируйте сцену экзамена Митрофанушки из комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» (Действие 4, явление 8) 2. Определите, какую роль в раскрытии характеров героев играет этот эпизод.
3. Используйте цитаты из произведения для подтверждения своих аргументов. 4. Выпишите из эпизода выразительные средства и определите их роль.
5. Определите признаки сатиры и юмора.
Правдин (Митрофану). А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за
тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник
слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну). Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери). А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери). Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину). Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану). Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину). И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая
это наука-то, он ее и расскажет.
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму). А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так
знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и
наука-то не дворянская. Дворянин только скажи:
повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то
вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно
считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был
пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек
нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке.
После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не
жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю:
покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную
кончину.
1. ... в деревне (какой?), ГДЕ ... - придаточное определительное, где - союзное слово
2. Все говорили (о чём?), ЧТО ..., ЧТО ... - однородные придаточные изъяснительные, что - союз
3. ... заметил, ЧТО...
Придаточное изъяснительное, что - союз
4. (был золотой когда?) Когда же я... -
придаточное времени, союзное слово когда (же)
5. заметил (?), что луг - придаточное изъяснительное
6 оказалось, Что (союз) ... (придаточное изъяснительное) , КАК ЕСЛИ БЫ (союз) ... (условно-предположительное сравнение) (два придаточных)
7. Утром, КОГДА солнце взошло (когда, придаточное времени), я увидел, КАК ... - придаточное изъяснительное,
8. (последнее)
стал (почему?)..., ПОТОМУ ЧТО ... - придаточное причины
Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении.
Выделены средства связи между главной [ ] и придаточной ( ) частями, типы придаточных указаны после каждого предложения
1. [Однажды я рано встал удить рыбу и заметил], (что (союз) луг был не золотой, а зеленый). Изъяснительное
2. (Когда (союз) же я возвращался около полудня домой), [луг был опять весь золотой]. Обстоятельственное (времени)
3. [Тогда я пошел, отыскал, одуванчик], и [оказалось], (что (союз) он сжал свои лепестки), (как все равно если бы ("как если бы" - это всё один союз) у вас пальцы со стороны ладони были желтые) и, (сжав в кулак, мы закрыли бы желтое). Изъяснительное + две придаточных обстоятельственных (сравнения)
4. [Утром, (когда (союз) солнце взошло), я видел], (как (союз) одуванчики раскрывают свои ладони), и [от этого луг становился опять золотым]. Обстоятельственное (времени) + изъяснительное
5. [С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов], (потому что (союз) спать одуванчики ложились с нами, детьми, и вместе с нами вставали). Обстоятельственное (причины)