1. Прочитай текст. Объясни значение выделенных слов. Из какого произведения взят отрывок?
2. Объясни постановку знаков препинания.
2. Выпиши из текста по одному словосочетанию каждого типа. Сделай их синтаксический разбор.
Образец:
Одобрение Насти
1. Одобрение Насти — начальная форма (им.п. ед.ч.).
2. Словосочетание свободное.
3. Грамматическое строение — сущ. + сущ. Именное (главное слово «одобрение» — имя сущ., зависимое — «Насти» — имя сущ.).
4. Одобрение (кого?) Насти — связь управление, зависимое слово ставится в определённом падеже по отношению к главному — Р.п.
5. Грамматическое средство связи — окончание -и.
6. Грамматическое значение — предмет + предмет.Смысловые отношения определительные.
На другой же день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базаре толстого полотна, синей китайки и медных пуговок, с Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово. Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда ещё так мила самой себе не казалась. Она повторила свою роль, на ходу низко кланялась и несколько раз потом качала головою, наподобие глиняных котов, говорила на крестьянском наречии, смеялась, закрываясь рукавом, и заслужила полное одобрение Насти. (А.Пушкин).
На улице вот уже третий день идёт сильный дождь, но нет худа без добра, дождь потушил лесной пожар недалеко от нашей деревни.
2) Вдоль и поперек.
Я исследовал всю лесную поляну вдоль и поперёк.
3) Ни жив, ни мертв.
Когда я встретил в лесу дикого кабана, я был ни жив, ни мертв от страха.
4) Вопрос жизни и смерти.
Я столько сил и времени потратил на обучение, что окончить институт с красным дипломом для меня был вопрос жизни и смерти.
5) Более или менее.
Когда головная боль более или менее утихла, я продолжил делать уроки.