1) Прочитайте фрагмент повести «Мой генерал» Альберта Ана- тольевича Лиханова. Почему генерала Иванова называют необыкно-
венным человеком? С героем какой книги сравнивает мальчик генера-
ла Иванова?
— Вот слушай, Антон! — зовёт меня дед. Усаживает ря-
дом. — Расскажи снова, Коля! Это ему непременно надо
знать. Знаешь, он ведь в военные собрался. Но если и штат-
ским останется, знать надо!
Николай Петрович кивает, выходит на середину комна-
ты. Рисует сапогом на полу воображаемые дуги, линии —
направление ударов. Рисует пушки, танки.
— Это Дрезден, — говорит он. — Это наши главные си-
лы. А этот клин — мой артиллерийский полк. Вперёд мы
ушли, наши только ещё подтягиваются. И вот берём пленных.
Они говорят — готовится танковый удар. Направление — та-
кое-то. Что делать? Если сомнут нас, перед главными силами
нет противотанковой защиты. Решаю: удар танков встретить
с флангов. Выстраиваюсь углом к противнику. Начинается
мясорубка. Открываем огонь — не в лоб, как немцы ждут.
А сбоку. И по всей глубине. Немцы в замешательстве. Танки
горят. Огонь ведём прицельный, точный. Подпускаем близко.
— Антошка, — говорит мне дед, — Николай Петрович
командовал противотанковой артиллерией. Это очень труд-
но — стрелять по движущимся танкам, которые ещё по тебе
стреляют.
Меня подмывает спросить. Но я не знаю — как. И очень
неудобно.
— Понятно? — спрашивает Николай Петрович.
— А вы, — говорю я и краснею. — А руки у вас тогда
были?
— Нет! — отвечает Иванов. — Не было! Руки я на берегу
Днепра потерял.
Я не могу поверить. Про лётчика Маресьева я читал.
И кино не раз видел. Он без ног был, это известно. Но руки
же у него были! А как артиллеристу без рук? Надо же коман-
довать! А командовать — на карте схемы чертить! В телефон-
ную трубку кричать! В бинокль смотреть! Если надо — сна-
ряд схватить и пушку зарядить! Разве же без рук это можно?
Я смотрю на генерала Иванова и не понимаю: может, он
шутит? Но разве так шутят? Я поворачиваюсь к деду. Смо-
трю на него вопросительно.
— Я ведь говорил тебе, Антон, — произносит задумчиво
дед, — генерал Иванов — необыкновенный человек.
2) Найдите в тексте обращения. Как обращения характеризуют
героев? Как они относятся друг к другу? Обоснуйте своё мнение.
3) В чём особенность употребления местоимений вы и ты в
этом тексте?
Основная мысль текста заключается в том, чтобы рассказать нам о великом учёном М. В. Ломоносове, который несмотря на то, что был очень небогат, всё же смог добиться успеха.
10. 1) Личность Михаила Ломоносова.
2) Трудности на пути к науке.
3) Вклад в развитие человечества.
11. Он стал великим естествоиспытателем и блестящим поэтом, художником и историком, основателем Московского университета.
12. Подчёркивал - настаивал на чём-либо.
Подчёркивал слова в тексте.
13. К книжному стилю (научному).
Естествоиспытатель - натуралист.
14. Из века в век - очень давно.
Наш род из века в век передаёт кольцо нашей дальней родственницы. Теперь оно дошло до меня.
1) Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали.
[- =, = ], и [- = ], а [- = ], а [- = ]
2) И — ни тропинки, ни следочка!
[ - = ]
3) Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату.
[- = ]: [ = -]
4) А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то.
[- = ], где [ - = ], где [ - =, = ], где [ = -]
5) Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.
[ = = ], и [ - = ], пока [ = - ]