1) Прочитайте фрагмент повести «Мой генерал» Альберта Ана- тольевича Лиханова. Почему генерала Иванова называют необыкно-
венным человеком? С героем какой книги сравнивает мальчик генера-
ла Иванова?
— Вот слушай, Антон! — зовёт меня дед. Усаживает ря-
дом. — Расскажи снова, Коля! Это ему непременно надо
знать. Знаешь, он ведь в военные собрался. Но если и штат-
ским останется, знать надо!
Николай Петрович кивает, выходит на середину комна-
ты. Рисует сапогом на полу воображаемые дуги, линии —
направление ударов. Рисует пушки, танки.
— Это Дрезден, — говорит он. — Это наши главные си-
лы. А этот клин — мой артиллерийский полк. Вперёд мы
ушли, наши только ещё подтягиваются. И вот берём пленных.
Они говорят — готовится танковый удар. Направление — та-
кое-то. Что делать? Если сомнут нас, перед главными силами
нет противотанковой защиты. Решаю: удар танков встретить
с флангов. Выстраиваюсь углом к противнику. Начинается
мясорубка. Открываем огонь — не в лоб, как немцы ждут.
А сбоку. И по всей глубине. Немцы в замешательстве. Танки
горят. Огонь ведём прицельный, точный. Подпускаем близко.
— Антошка, — говорит мне дед, — Николай Петрович
командовал противотанковой артиллерией. Это очень труд-
но — стрелять по движущимся танкам, которые ещё по тебе
стреляют.
Меня подмывает спросить. Но я не знаю — как. И очень
неудобно.
— Понятно? — спрашивает Николай Петрович.
— А вы, — говорю я и краснею. — А руки у вас тогда
были?
— Нет! — отвечает Иванов. — Не было! Руки я на берегу
Днепра потерял.
Я не могу поверить. Про лётчика Маресьева я читал.
И кино не раз видел. Он без ног был, это известно. Но руки
же у него были! А как артиллеристу без рук? Надо же коман-
довать! А командовать — на карте схемы чертить! В телефон-
ную трубку кричать! В бинокль смотреть! Если надо — сна-
ряд схватить и пушку зарядить! Разве же без рук это можно?
Я смотрю на генерала Иванова и не понимаю: может, он
шутит? Но разве так шутят? Я поворачиваюсь к деду. Смо-
трю на него вопросительно.
— Я ведь говорил тебе, Антон, — произносит задумчиво
дед, — генерал Иванов — необыкновенный человек.
2) Найдите в тексте обращения. Как обращения характеризуют
героев? Как они относятся друг к другу? Обоснуйте своё мнение.
3) В чём особенность употребления местоимений вы и ты в
этом тексте?
Словообразовательные словари показывают, как образованы слова. Словарная статья в словообразовательном словаре отличается от статьи в толковом, этимологическом и других типах словарей. Статья не имеет описаний и толкований. Слова в словаре размещены по гнёздам, или группам однокоренных слов. Например, в одной группе оказываются слова журавль, журавлик, журавлёнок, журавушка, журавлиный, по-журавлиному. Во главе каждого гнезда стоит исходное слово, которое является непроизводным. Далее с учётом ступенчатого характера русского словообразования размещаются производные слова. В каждом производном слове выделяются все части, участвующие в его образовании. Например:
жесть — жестян (ой) жестян-щик жестян-к-а
Кроме этого, отмечаются случаи чередования гласных и согласных в морфемах. Например:
жакет -жакет-к (а) - жакеточ-к-а (черед, к — ч) Во всех словах ставится ударение. Грамматические сведения о словах даются лишь в самых необходимых случаях. Например, пометой нареч. (наречие) снабжены те слова, которые могут быть приняты за слова других частей речи:
весна — весн-ой нареч. весн-ою нареч.
Наиболее известным и удобным словарём является «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова. (М. , 1991, 1996 и др.) . Словарная статья в указанном словаре выглядит следующим образом:
осень- осён-н (ий) -» по-осённ-ему [по-осеннему] осе [н'j-у] , нареч. [осенью] пред-осён-ний
Вот сколько интересного в детском саду !
Сори если с ошибками .