1. Прочитайте. Какова главная мысль данного текста? Александр Иванович Герцен (великий мыслитель
XIX века) писал своему сыну: «...без чтения нет настоя-
щего образования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога,
ни многосторонней шири понимания; Гёте и Шекспир
равняются целому университету...
Чтение газет и журналов очень хорошо, но я говорю
о книгах, о нескольких книгах, без которых человек не
есть полный человек ».
Действительно, не может быть полного (то есть образо-
ванного и воспитанного) человека без чтения произведе-
ний Пушкина, Лермонтова и Гоголя, Достоевского и
Л. Толстого, Тургенева и Чехова, Грибоедова, Салтыкова-
Щедрина, Блока и Есенина, Горького и Шолохова, Буни-
на, Булгакова, Пришвина, Платонова, Ахматовой или
Абрамова. Равно как и без чтения великих книг Гомера и
Данте, Вольтера и Сервантеса, Руссо, Гюго и Диккенса,
Шиллера, Байрона и других иностранных поэтов и писа-
телей. <...>
Язык художественной литературы, представляя лите-
ратурную речь в её высшем, поэтическом проявлении, не-
посредственным образом влияет на формирование и укре-
пление систем литературных норм, служит подъёму рече-
вой культуры общества.
(Л, Скворцов)
2. Спишите предложение, в котором выражена главная
Мысль текста. Как вы её понимаете?
3. Расскажите о том, с какими произведениями перечислен-
ных в тексте писателей вы знакомы.
16
Год за годом проходили¹, исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку², и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая.
3 грамматические основы
Когда я прибежал¹, всё село было в огне², но я, думая о тетрадках, пустился бежать к своему дому³.
3 грамматические основы
Каменный дом ещё цел¹, но занавески горят², и лесенка на террасе дымится³.
3 грамматические основы
Всё так и сгорело¹, и остались только тетрадки да заяц в печке, в чугунном котелке, прикрытом вьюшкой².
2 грамматические основы
Подлежащее
Сказуемое
Грамматическая основа: подлежащее и сказуемое=.
1. Год за годом проходили(=), исписанная тетрадка ложилась(=) на другую исписанную тетрадку, и так собиралась(=) моя драгоценная словесная кладовая.
Количество грамматических основ: 3.
2. Когда я прибежал(=), всё село было(=) в огне, но я, думая о тетрадках, пустился бежать(=) к своему дому.
Количество грамматических основ: 3.
3. Каменный дом ещё цел(=), но занавески горят(=), и лесенка на террасе дымится(=).
Количество грамматических основ: 3.
4. Всё так и сгорело(=), и остались(=) только тетрадки да заяц в печке, в чугунном котелке, прикрытом вьюшкой.
Количество грамматических основ: 2.