1. Прочитайте миниатюру и определите жанр. Обоснуйте выбор жанра. Твердый характер
Однажды Петя услышал, как кто-то сказал ему: «У тебя, Петя, твердый характер». Ничего не ответил Петя, но удивился. Как характер может быть твердым? Допустим, твердой может быть земля, камень твердый, макароны твердые, если не доварить их. Но характер…
Уселся Петя на диван и задумался. Если что-то твердое, то, значит, мы это можем пощупать. А как пощупаешь характер? Вот странность!
Наконец, Петя дождался, когда с работы пришел папа.
-Папа, разве характер можно пощупать?- спросил он.- И, тем не менее, мне сказали, что у меня твердый характер.
Папа только засмеялся.
-Дело в том, что слово «твердый» употребили здесь в переносном значении. Это значит, что твой характер напоминает что-то твердое.
-И все-таки, какой характер называют твердым?
2. ответьте на вопрос, который папа задал Пете
3. Прочитайте, что еще папа сказал Пете:
- Очень часто слова, которыми мы описываем человека, употреблены в переносном значении. Например, когда мы говорим о «золотых руках», мы имеем в виду вовсе не руки, сделанные из золота, а трудолюбивые, умелые руки. А когда мы говорим «васильковые глаза», то понимаем под ними вовсе не глаза, сделанные из васильков, а глаза василькового, то есть синего, цвета. А когда мы ведем беседу о том, что на улице седой туман, то имеем в виду белый, напоминающий седину туман.
Какие слова употреблены в переносном значении? Составьте с ними предложения.
4. Отправились папа с Петей на прогулку. И снова они повстречались со словами в переносном значении! Дополните пустые места в диалоге папы и Пети.
Папа: - Смотри, сынок, как река поет! Недаром вчера хороший дождик.
Петя: - Разве река поет? Ах, да, это слово же употреблено в переносном значении! Я понял: Поет – это значит….
Папа:- А вот там, вдали, виднеется луг. Недаром про него говорят, что там море цветов. А почему, как ты думаешь, когда много цветов, говорят, что их море?
Петя:
Папа: -А на небе горит закат. Горит… И снова слово в переносном значении. Конечно же , закат не горит огнем и дым от него не идет.
5. Очень часто слова в переносном значении используют поэты и писатели, описывая природу. Это делается специально для того, чтобы слова и образы становились красивее, ярче, выразительнее. Подберите 5-10 примеров употребления слова в переносном значении из любых литературных произведений. Выпишите эти слова в контексте, чтобы понятен был смысл.
6. Составьте предложения со следующими выражениями:
ветер бродит
ели плачут
золотая пшеница
Нарисуйте на отдельном листе одно из этих словосочетаний, как вы бы их поняли в прямом смысле.
1) мы вышли на широкую поляну, заросшую различными травами
2) дети – прекрасное издание матушки-природы
3) цените своих родных и близких вам людей!
4) книга – лучший и преданный друг человека
5) я очень люблю свою семью, потому что это единственные люди, которые всегда поддержат в любую минуту, не смотря ни на что!
6) Мама пошла на прогулку в легком, красивом платье
7) школа – мой второй дом
Краткие прилагательные:
1) он был красив и добр как никто другой
2) Маша задавала много вопросов учителю, так как она была очень любознательна
3) Моя бабушка была гостеприимна с моими одноклассниками
4) погуляв на улице, мы встретили мою подругу – Настю, она очень приветлива
5) некоторых людей называют "сопутниками" потому, что они не были ничего рассказать (таили секреты и другие ценные вещи)
6) люди, в чей дом я зашла, были очень дружелюбны и добры
7) клад с разными вещами с моего детства был огромен!
умный ребенок - качественное
волжские просторы - относительное
злая собака - качественное
мамина помада - притяжательное
маленький рост - качественное
спортивная обувь - относительное
юный натуралист - качественное
лисья походка - притяжательное
собачья конура - притяжательное
городской житель - относительное
волчья стая - притяжательное
картофельное пюре - качественное
золотое кольцо - качественное
отцов дом - притяжательное
мягкие волосы - качественное
волчий аппетит - притяжательное