(1)Прочитайте несколько рассказов, новелл, коротких эссе и постарайтесь понять, по каким законам происходит восприятие небольшого художественного текста. (2)В качестве подсказки сошлёмся на мнение Г. Уэллса. (3)Он сказал об этом весьма впечатляюще, сравнив читателя короткого рассказа с человеком, убегающим от тигра. (4)Этот человек, по справедливому замечанию писателя, не будет останавливаться, чтобы нарвать ромашек, растущих у тропинки, по которой бежит, и вряд ли ему придёт в голову любоваться деревом, на которое он должен взобраться от опасности. (5)Цель рассказа, новеллы — создать иллюзию напряжённого действия. (6)Но ведь не ради же напряжённого действия пишется малое произведение. (7)Тогда чем же оно завораживает, в чём его прелесть? (8)Рассказ — наиболее адекватная форма передачи всей многосложности жизни. (9)К этому не пригоден никакой другой жанр. (10)В. Белинский сказал, что, в отличие от романа, рассказ в свои тесные рамки заключает такие события, которые «в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить и в века».
(11)Л. Леонов рассказы А. П. Чехова уподобил большим старым звёздам, в которых «весит тонны каждая строка такого плотного словесного вещества».
(12)Динамизм, уплотнённость, сжатость мысли в каждом слове — отличительный признак любого рассказа, если он претендует на художественность. (13)Классический рассказ — образец художественности. (14)Она, по определению Белинского, состоит в том, «чтобы каждое слово было не только у места, — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов». (15)Краткость произведения как условие жанра обязывает писателя быть предельно экономным — находить средства, позволяющие избегать разъяснений, комментариев, длинных описаний, а это возможно лишь при повышенной требовательности к собственному мастерству.
(16) Но мастерство писателя не может быть реализовано без мастерства читателя. (17)Требовательность одного рождает повышенную взыскательность к другому. (18) Рассказ недоступен тому, кто пытается уразуметь что-то, лишь скользя по поверхности сюжета. (19) Надо уметь проникать в суть мгновения, запёчатлённого автором. (20) Вот почему рассказ — своего рода индикатор, выявляющий степень читательской культуры, уровень восприятия того, что создано творцом.
(По А. Чирве)
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания: «Нет тропа более блистательного, сообщающего речи большее количество ярких образов, чем метафора».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста А. Чирве. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Преобразив
1) пре - приставка
2) образ - корень
3) ив - суффикс
4) преобразив - основа
5) окончание нулевое.
Посадив
1) по - приставка
2) сад - корень
3) ив - суффикс
4) посадив - основа
5) окончание нулевое.
удалая
1) удал - корень
2) ая - окончание
3) удал - основа.
взрывая
1) вз - приставка
2) ры - корень
3) в - суффикс
4) ая - окончание
5) взрыв - основа.
почуя
1) по - приставка
2) чу - корень
3) я - окончание
4) почу - основа.
Торжествуя
1) торжест - корень
2) в - суффикс
3) уя - окончание
4) торжеств - основа
Сочинение по тексту Сухомлинского
Материнская любовь…Как много о ней сказано, написано, спето…Что может быть на свете сильнее этого чувства? Она, как и материнская молитва детям в самые трудные моменты жизни. Но всегда ли дети с благодарностью относятся к своим матерям? Каково бывает отношение детей к своей матери? Всегда ли взрослые дети с благодарностью относятся к своей матери? Эти вопросы всегда волновали поэтов, писателей, педагогов, психологов. Проблема сыновней благодарности является очень актуальной в современном обществе. Часто матери одиноко доживают свои дни в пустой квартире или в доме престарелых.
Над этой вечной проблемой размышляет автор текста Василий Александрович Сухомлинский. Он приводит старинную украинскую легенду о материнском сердце, которое и после смерти матери трепетало и убивалось по сыночку. Неблагодарный сын в угоду жене-красавице предает свою мать, убивая ее, но разве можно убить материнскую любовь? Автор с трепетом говорит о силе и нежности материнских чувств и осуждает сыновнее бессердечие и неблагодарность. Это самый страшный порок, осуждаемый в обществе.
Я не раз задумывался о том, почему так происходит. Родители любят своих детей, души в них не чают, отдают им последнее, а дети вырастают холодными, бездушными, бессердечными, забывают о своих родителях или, того хуже, отбирают у них последнее, избивают и даже убивают их. Проблема взаимоотношений между родителями и детьми – вечная.
Не случайно одна из библейских заповедей гласит: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе». Эта пятая заповедь учит почитать родителей, любить их, быть к ним почтительными, не оскорблять во всем, заботиться о них, особенно в старости.
Наша русская литература во все времена поднимала эту важную проблему.
В романе Л.Н.Толстого «Война и мир» мы видим княжну Марью Болконскую, живущую в имении Лысые горы со своим отцом – Николаем Андреевичем Болконским. Отец стар, строг с ней, часто брюзглив и груб. Но княжна Марья покорно переносит поведение своего отца, его издевки и насмешки над ней, потому что бесконечно его любит и понимает, что причина его несправедливого к ней отношения – бессилие перед старостью. Она умная, романтичная и религиозная девушка, абсолютно цельная личность. Ее отношение к отцу – пример безграничной христианской любви и преданности.
Текст Сухомлинского задел за живое, заставил задуматься о том, что я очень люблю свою маму и буду благодарен ей за все лучшее, что она мне дала.