1. Прочитайте текст.
(1)Bот тут, за лиственным лесочком, за рядом белоствольных березок, совсем рядом Хомутовая балка, а значит, и рядом совсем батарея. (2)Вышли командиры к еѐ позициям. (3)Bот они, наши пушки, наши орлы- артиллеристы. (4)Внимательно смотрят командир и комиссар: из четырѐх пушек на батарее уцелела одна-единственная, и у этой одной единственной находится один- единственный артиллерист-матрос. (5)Лицо у матроса суровое, ворот флотской рубахи порван, а бескозырка чудом держится на затылке. (6)Ho снаряд за снарядом посылает матрос, словно прирос он к орудию так, что даже, кажется, не замечает, что явились сюда командиры.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Первая часть предложения 1 осложнена уточняющим обстоятельством.
2)Предложение 3 осложнено однородными приложениями.
3) Первая часть предложения 4 осложнена однородными сказуемыми.
4) Одна из грамматических основ предложения 5 - ворот рубахи порван.
5) Предложение 6 осложнено вводным словом.
2. Прочитайте текст.
(1)Давно уже было замечено, что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют. (2)Все эти звуки можно разделить на высокие и низкие. (3)Исследования в области звукового символизма показали, что высокие звуки у большинства говорящих вызывают ощущение светлого, а низкие – тёмного; например, такие слова, как свет, жизнь, день, солнце, состоят преимущественно из высоких, а слова омут, боль, шум, кровь, мрак, оковы – из низких звуков. (4)Этим свойством звука – вызывать у большинства людей одинаковые ощущения и образные представления – издавна интуитивно пользовались поэты. (5)В то время как в обычной, нейтральной русской речи низкие и высокие, мягкие и твёрдые звуки встречаются примерно с одинаковой частотой, в поэтических текстах это равновесие нередко сознательно нарушается.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.
1) В предложении 1 грамматическая основа – было замечено.
2) В предложении 2 грамматическая основа – звуки можно разделить.
3) Предложение 3 содержит неполные предложения.
4) В предложении 4 содержится составное именное сказуемое.
5) Первая часть предложения 5 осложнена однородными членами.
3. Замените словосочетание «внимательно смотрят», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
4. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Направо (1) и налево чернели мрачные, таинственные пропасти (2) и туманы (3) клубясь и извиваясь (4) как змеи (5) сползали туда по морщинам соседних скал (6) будто чувствуя (7) и пугаясь приближения дня.
5. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.
Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.
6. Выполните пунктуационный анализ предложения. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Почти в каждом зале музея вы (1) наверняка (2) увидите статуи. В скульптуре каждая сторона фигуры (3) без сомнения (4) имеет своѐ особенное выражение, которое нужно уловить, вглядываясь в творение со всех сторон.
7. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) БЛЕСТИТ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.
2) В ТЕЧЕНИЕ (суток) – на конце производного предлога пишется буква Е.
3) (тема) УСВОЕНА – в суффиксе краткого страдательного причастия времени пишется одна буква Н.
4) ПРИДУМАТЬ – написание приставки определяется её значением – расположение вблизи.
5) СБЕРЕЧЬ – на конце глагола в повелительном наклонении после шипящих пишется буква Ь.
Мы вошли в лес, который был освещен лучами осеннего солнца. Расчищенная [причастие] дорожка вела к неугомонному морю. Мы часто останавливались, |пораженные яркой красотой необыкновенного леса [причастный оборот] |. На пожелтевшей [причастие] траве лежали опавшие [причастие] листья. Березы как будто окутаны золотистой листвой, | сверкавшей на солнце [причастный оборот] |. Очень красивы клены, | одетые в багряную листву [причастный оборот] |. Часто мы видим позолоченные [причастие] солнцем и осенью листья, | тихо падающие на землю [причастный оборот] |. Дорожки пустынны, но на них листья, | печально шуршащие под ногами [причастный оборот] |. Иногда попадется дача, | окруженная деревянными выкрашенными масляной краской забором [причастный оборот]|.
Причастие и причастный оборот подчеркнуть волнистой линией ~
Р.п. кого? чего? - святого источника, родной дочери, золотого сердца, святых источников, родных дочерей, золотых сердец
Д.п. кому? чему? - святому источнику, родной дочери, золотому сердцу, святым источникам, родным дочерям, золотым сердцам
В.п. кого? что? - святой источник, родную дочь, золотое сердце, святые источники, родных дочерей, золотые сердца
Т.п. кем? чем? - святым источником, родной дочерью, золотым сердцем, святыми источниками, родными дочерьми, золотыми сердцами
П.п. о ком? чём? - о святом источнике, родной дочери, золотом сердце, святых источниках, родных дочерях, золотых сердцах