1. Прочитайте текст. Этика в научной деятельности
Этика – философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность. Термин «этика» впервые был употреблен древнегреческим философом Аристотелем (384–322 гг. до н.э.). В сфере научной деятельности этика изучает моральные взаимоотношения внутри самого научного сообщества, а также между наукой и обществом в целом, определяя устав поведенческих норм и правил.
Канадский физиолог Ганс Селье писал: «Великий энтузиазм и стремление достичь совершенства в любой области столь всепоглощающи, что человек рискует превратиться в подобие робота. Вот почему для ученого столь естественно время от времени спрашивать себя, соответствует ли его поведение поставленной цели, является ли цель достойной прилагаемых для ее достижений усилий».
Этические проблемы в области биоэтики – науки о нравственной стороне деятельности человека в медицине – оформились как чрезвычайно острые, требующие своего безотлагательного решения и реакции общества. Стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды серьезно трансформируют человека и разрушают его здоровье, ухудшают генофонд. Человек может быть носителем определенного заболевания, лишенным всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств.
Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий, препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех этих случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы в их последствиях.
Вместе с тем возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности и психике, функционирование которой сложилось в ходе продолжительной эволюции. Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач–пациент, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций.
Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Некоторые структуры мозга при воздействии на них продуцировать галлюцинации, изменять эмоционально-пихологическое состояние человека. Средства манипуляции психикой по своему воздействию сравниваются с транквилизаторами и наркотиками.
Первый пункт современного этического кодекса врача гласит: «Прежде всего необходимо добровольное согласие испытуемого, которое означает, что лицо, вовлеченное в эксперимент, имеет законное право дать такое согласие и обладает свободой выбора без какого-либо элемента насилия, обмана, мошенничества, хитрости или других скрытых форм принуждения». Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации, опубликованная в 1964 году, сформулировала базисный принцип врачевания: «Интересы испытуемого всегда должны превалировать над интересами науки и человечества в получении новых знаний». Этим отвергается идея «оправданной жертвы на алтарь науки».
2. ответьте на вопросы:
- Определите основную мысль текста.
- Каковы основные задачи биоэтики?
- Перечислите достижения медицинской науки и техники, вследствие которых возникают этические проблемы.
- Назовите конкретные проблемы биоэтики, возникшие за последнее столетие в связи с развитием биологии и медицины.
- Определите в тексте основную и дополнительную информацию.
До того это было похоже на стон и вой живых существ, что лисичка, свернутая на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку. До того близок был живым существам этот стон и вой сосны и ели, что одичавшая собака в Блудовом болоте, услыхав его, выла от тоски по человеку, а волк выл от неизбывной злобы к нему.
Сюда, к Лежачему камню, пришли дети в то самое время, когда первые лучи солнца, пролетев над низенькими корявыми болотными елочками и березками, осветили Звонкую борину, и могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Оттуда сюда, к этому плоскому камню, где сели отдохнуть дети, слабо долетало пение птиц, посвященное восходу великого солнца.
○_○ как?
Объяснение:
︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎ ︎ ︎︎ ︎ ︎︎