.1. Прочитайте текст и выполните задания. Кабанбай-батыр Одна из улиц нашего города носит имя Кабанбай -батыра. Кем был этот человек на самом деле? (По)моему, это важно знать. По мнению историков, в 1691 году в семье батыра Кожагула родился сын. Мальчика назвали Ерасыл, что значит «драгоценный богатырь». С детства он был не по годам рослым и крепким. Когда в Казахстан вторглись джунгары, от их рук пали отец и старший брат Ерасыла. Юноше пришлось взять в руки оружие. Как(то) ему удалось пробраться во вражеский лагерь под покровом ночи и отомстить убийцам. По преданию, прозвище Кабанбай он получил после того, как на берегу озера Зайсан в одиночку одолел стаю диких кабанов, напавших на людей и табун лошадей. На этом подвиги Кабанбай-батыра не заканчиваются. (Во-первых, он принял участие в 103 сражениях. (Војвторых, ему удалось одолеть противников в 54 поединках. (В)третьих, был участником национально-освободительного движения. Қабанбай был долгожителем для своего времени. Он прожил 78 лет, и, по одной из версий, умер в седле своего боевого коня. Одним словом, это был настоящий батыр! Память о Кабанбай-батыре, выдающемся воине и настоящем патриоте своей памяти страны, живет поколений. Согласитесь, мы должны о таких представителях нашего народа! 1. Сформулируйте тему и основную мысль текста. 2. Определите стиль и приведите 3 аргумента в защиту своей точки зрения. 3. Выпишите из текста все словосочетания «числительное + существительное», записывая числительные словами. Дайте характеристику одному из записанных числительных: разряд по значению, строению, падеж, род (если есть), число (если есть). Табли «Вводные слова» примерами из текста.
Слова ,имеющие одно лексическое значение ,называются однозначными .Например : наконечник ,забывчивый ,суффикс ,лексикология и т.д. Слова ,имеющие два и более лексических значений ,называются многозначными .Например : проекция ,крыло ,мелочь и т.д. Прямое значение слова является основным .Переносное значение слова возникает на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета на другой .Например : гореть - быть в жару ,краснеть от прилива крови ,сверкать и т. д. Определить ,в каком значении употреблено слово ,можно только в контексте .Например : капля - капля воды ,капля жалости . Примеры . Солнце золотится .Лютик - золотой .
Каждый из нас очень любит свою маму - человека, который - дал ему жизнь, который любит его несмотря ни на что, любит не за его достоинства и таланты. Мама готова отдать свою жизнь за жизнь ребенка ему в любой момент. Не всегда мы справедливы в своем отношении к родителям, не часто вспоминаем о том, как они нам дороги. Но об этом нужно помнить всегда и доставлять радость самому родному человеку - маме. Об этом мы подумали в преддверии Международного женского дня. Мы очень хотели поздравить своих родных - не только мам, но и сестер, и бабушек. Как же поступить? Ведь сами денег мы еще не зарабатываем, а просить у мамы на подарок ей же - не годится! И мы решили сделать подарки своими руками. Аппликации мы научились делать еще в младших классах, рисовать - в детском саду, а в седьмом классе мы на большее! Чтобы наши мамы были еще красивее, сделаем им украшения из кожи. Где же взять кожу? Ведь нужна только натуральная, она очень хорошо склеивается и принимает любую форму. Поискали дома и нашли старые женские сумочки, перчатки, сапоги и просто обрезки кожи. Как здорово - ведь подходят даже совсем маленькие кусочки! Потом мы устроили курс обучения (как хорошо, что сейчас есть справочная литература с картинками и инструкциями), ведь умеют мастерить не все, а подарок нужен каждой маме и бабушке! Вооружились острыми ножницами, картоном, клеем и булавками. И долго, не спеша, учились аккуратно вырезать необходимые детали, склеивать их, придавать нужную форму. Сначала мы научились делать простые изделия, и постепенно получалось все лучше и лучше. Ажурные листочки, причудливые завитушки, необычные цветки и аккуратненькие розочки складывались в интересные композиции. Вначале простые, а потом все более замысловатые украшения появлялись в нашей коробке для подарков. Заняты были все - и мальчики, и девочки. Те, у кого получалось не очень хорошо, выполняли более простую работу, а потом просили самых умелых. Какими разными и оригинальными были украшения! Ни одно не повторяло другое, но в каждое вложено тепло и фантазия автора. И вот в зрительном зале сидят наши самые дорогие гости. Как они нам рады! Их глаза светятся теплотой и гордостью за нас, детей. Вы знаете, все просто замечательно: стихотворения рассказаны, песни спеты, и сказано много добрых слов. А когда мы вручали подарки, глаза мам и бабушек вдруг наполнились слезами. Как приятны им были наши незамысловатые, но сделанные с такой любовью подарки! А мы убедились: лучший подарок - сделанный своими руками. Он хранит тепло наших рук, биение наших сердец и добрую улыбку, адресованную тому, для кого мы приготовили подарок. И еще мы поверили в собственное творчество и в то, что любой подарок можем сделать сами, вложив в него свой труд. А это ценится людьми дороже всего.
Слова ,имеющие два и более лексических значений ,называются многозначными .Например : проекция ,крыло ,мелочь и т.д.
Прямое значение слова является основным .Переносное значение слова возникает на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета на другой .Например : гореть - быть в жару ,краснеть от прилива крови ,сверкать и т. д.
Определить ,в каком значении употреблено слово ,можно только в контексте .Например : капля - капля воды ,капля жалости .
Примеры .
Солнце золотится .Лютик - золотой .
Об этом мы подумали в преддверии Международного женского дня. Мы очень хотели поздравить своих родных - не только мам, но и сестер, и бабушек. Как же поступить? Ведь сами денег мы еще не зарабатываем, а просить у мамы на подарок ей же - не
годится! И мы решили сделать подарки своими руками. Аппликации мы научились делать еще в младших классах, рисовать - в детском саду, а в седьмом классе мы на большее! Чтобы наши мамы были еще красивее, сделаем им украшения из кожи.
Где же взять кожу? Ведь нужна только натуральная, она очень хорошо склеивается и принимает любую форму. Поискали дома и нашли старые женские сумочки, перчатки, сапоги и просто обрезки кожи. Как здорово - ведь подходят даже совсем маленькие кусочки!
Потом мы устроили курс обучения (как хорошо, что сейчас есть справочная литература с картинками и инструкциями), ведь умеют мастерить не все, а подарок нужен каждой маме и бабушке! Вооружились острыми ножницами, картоном, клеем и булавками. И долго, не спеша, учились аккуратно вырезать необходимые детали, склеивать их, придавать нужную форму.
Сначала мы научились делать простые изделия, и постепенно получалось все лучше и лучше. Ажурные листочки, причудливые завитушки, необычные цветки и аккуратненькие розочки складывались в интересные композиции. Вначале простые, а потом все более замысловатые украшения появлялись в нашей коробке для подарков. Заняты были все - и мальчики, и девочки. Те, у кого получалось не очень хорошо, выполняли более простую работу, а потом просили самых умелых. Какими разными и оригинальными были украшения! Ни одно не повторяло другое, но в каждое вложено тепло и фантазия автора.
И вот в зрительном зале сидят наши самые дорогие гости. Как они нам рады! Их глаза светятся теплотой и гордостью за нас, детей. Вы знаете, все просто замечательно: стихотворения рассказаны, песни спеты, и сказано много добрых слов. А когда мы вручали подарки, глаза мам и бабушек вдруг наполнились слезами. Как приятны им были наши незамысловатые, но сделанные с такой любовью подарки!
А мы убедились: лучший подарок - сделанный своими руками. Он хранит тепло наших рук, биение наших сердец и добрую улыбку, адресованную тому, для кого мы приготовили подарок. И еще мы поверили в собственное творчество и в то, что любой подарок можем сделать сами, вложив в него свой труд. А это ценится людьми дороже всего.