1) Прочитайте текст. Найдите ключевые слова, сформулируйте тему текста Нормы произношения современного русского литературного языка, меняясь, складывали веками. Так, например, в древней Руси всё население, говорившие по русски, окало тоесть произносило звук [о] не только под ударением, но и в безударных слогах (подобно тому, как это происходит и в наши дни в говорах Севера и Сибири:в[о]да, др[о]ва, п[о]йду и т д)
Однако оканье не стало нормой русского литературного языка. Что же этому помешало? Изменение состава Московского населения.
В XIV веке центром Русского государства стала Москва, поэтому произносительные и многие другие нормы складывавшегося русского литературного языка формировались преимущественно на основе московских произносительных норм. Расположенная на стыке северных и южных областей, Москва в XVI-XBIII веках принимала многих выходцев из южных губерний и вбирала черты южнорусского произношения, , в частности аканья:в[а]да, др[а]ва, п[а]йду. И это происходило Как раз в то время, когда закладывались прочные основы единого литературного языка с его нормами. Вполне возможно, что аканье пришло с юга, а ритмика и мелодика разговора сохранилась Северная. Москвичи говорили так, что первый предударный слог в слове был длиннее ударного слога. Отсюда и пошла старая дразнилка для москвичей: «Мы с Ма-асквы, с па-асаду, с ка-алашного ряду»
2)Найдите предложение, в которых содержится облавная информация текста.
2) От меня отцу,брат милый,поклониться не забудь!
3) Покажи мне шлем,Иван.
4)Поэта дом опальный, о Пущин мой, ты первый посетил.
5) Играйте, пойте, о друзья!
6)Где был ты, сын?
7) Последняя туча рассеянной бури, одна ты несешься по ясной лазури.
8) Звезда печальная , вечерняя звезда! Твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив, и черных скал вершины.
9) Простите, мирные долины, и вы, знакомых гор вершины, и вы, знакомые леса.
II. 1) Не будь, товарищ, слепым и глухим. Держи, товарищ, порох сухим.
2) Идите,слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда, миллионы братьев, сюда,миллионы сестёр!
3) Веди светло и прямо к работе и боям, моя большая мама - республика моя.
4) Славьте , молот и стих, землю молодости!
5) Пролетарии, стройтесь к последней схватке. Рабы, разгибайте спины и колени. Армия пролетариев встань стройна.
Форма 2 лица мн. числа образуется от формы 2 лица ед. числа с окончания -те: говори-\тё\, держи-\тё\, за-поминай-\те\ и т. д.
Формы 3 лица ед. и мн. числа выражают побуждение к действию того или тех, кто не участвует в диалоге. Они образуются с частиц пусть, пускай, да + формы 3 лица ед. или мн. числа изъявительного наклонения: пусть уходит, пусть уходят, да здравствует, да здрав¬ствуют и т. д. : Да ведаютпотомки православных земли родной минувшую судьбу (А. Пушкин) .
Форма 1 лица мн. числа выражает побуждение к совместному действию, участником которого является и сам говорящий. Она образуется с частиц давай, да¬вайте + инфинитив глаголов несовершенного вида (давай, давайте + петь, танцевать, играть) или 4- форма 1 лица мн. числа изъявительного наклонения глаголов совершен¬ного вида (давай, давайте + споём, станцуем, сыграем) : Давайте говорить друг другу комплименты.. . (Б. Окуд¬жава) ; Давай ронять слова, как сад — янтарь и цедру.. . (Б. Пастернак) ; Товарищ жизнь, давай быстрей прото¬паем, протопаем по пятилетке дней остаток.. . (В. Ма¬яковский) . надюсь