1.прочитайте текст. назовите слова, вместо которых используются местоимения (они выделены жирным шрифтом). докажите, что местоимения избежать повторов, делают речь связной и красивой.
длина колюшки всего пять-шесть, от силы двенадцать сантиметров. весной самец этой рыбки по-петушиному пестро раскрашен: брюшко красное, спина синевой и зеленью отливает, а глаза сверкают аквамаринами.
в это время он и строит свой дом. в тиши песчаного мелководья возникает его сооружение. сюда приплывут самки, здесь из трех сотен икринок выведут они мальков, и заботливый отец будет охранять их.
сначала колюшка роет «котлован» для дома. мало- образуется на дне ямка. тогда он приносит во рту разные травинки и обрывки водорослей, складывает их в ямку и прессует, нажимая сверху. получается плотный ком. рыбка делает в нем тоннель, проползая через центр. и гнездо готово: полый шар с двумя отверстиями.
(по и.акимушкину)
2. выпишите из текста 4 существительных вместе с прилагательными, которые к ним относятся, потом 4 сочетания глаголов с наречиями. затем выпишите все числительные.
По листочкам ползают маленькие жучки, быстро бегают муравьи, порхают бабочки (сложное бессоюзное). Ярко светит солнышко, и все вокруг расцветает, радуется новому дню (сложносочиненное). Первыми в дорогу засобирались теплолюбивые птицы, потому что дни становились все холоднее (сложноподчиненное).