1. Прочитайте текст. Озаглавьте. Спишите. Вставьте и подчеркните
(обозначьте морфему) пропущенные орфограммы.
Дождливый летний день. Я люблю в такую п…году бр…дить по лесу,
особенно когда (в)переди есть тёплый уг…лок, где можно обсушит…ся и
обогрет…ся. Да к тому же летний дождь – тёплый. В городе в такую п…году
– грязь, а в лесу земля жадно впитыва…т влагу и вы идёте по чуть
отсыревшему ковру из пр…шлогоднего палого листа и осыпавшихся игл
сосны и ели. Деревья п…крыты дождевыми каплями, которые сыпл…тся на
вас при каждом движени… . А когда выглян…т солнце после такого дождя,
лес так ярко зелене…т и весь горит алмазными искрами. Что-то праздничное
и радос…ное кругом вас, и вы чу…ствуете себя на этом праз…нике
желанным, дорогим гостем.
Грамматическое задание.
1. Из текста выписать глаголы и обозначить их вид, лицо, число,
спряжение.
2. Фонетический разбор слова: ПРАЗДНИЧНОЕ
3. Морфологический разбор слова: ДОЖДЕВЫМИ (каплями)
Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.
Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.
Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):
Залог (действительное или страдательное);
Вид (совершенный или несовершенный);
Время (настоящее либо
Форма (полная или краткая);
Число (единственное или множественное);
Род (мужской, женский, средний);
Падеж.
Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный)
Відповідь:
Послушайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Скажите, в чём
заключается принцип «үлкен кіші» (старший младший)? Найдите в
тексте предложения с причастиями, выпишите их и задайте к ним вопрос.
«Үлкен
Kiri
В казахской семье уважение к родителям, по традиции прививаемое
с раннего детства, является важной национальной чертой.
Общий основополагающий принцип взаимоотношений
внутри
казахской семьи это принцип «үлкен кіші» (старший - младший),
являющийся основой воспитания у казахов. Он означает, что старший
член семьи должен осознавать свой статус и быть позитивным примером
для младшего, а младший должен уважать старшего и брать с него пример.
Человек, воспитанный в соответствии с этим принципом, воспринимает
его как универсальный: с уважением надо относиться к любому более
старшему человеку, а тот, в свою очередь, вправе рассчитывать на
уважение тех, кто моложе.
Поэтому в общественных
молодых людей, воспитанных
в соответствии с этим принципом, не нужно просить уступить место
послому человеку в транспорте ему донести сумку или перейти
улицу.
(По с.л. Евдокимовой, Н.А. Цветковой)
местах
Пояснення: