1 Прочитайте текст, сформулируйте основную мысль , запишите в тетрадь 2. Определите и запишите микротему предпоследнего абзаца текста.
3 Определите, каким средством языковой выразительности является слово
«живые» (беседы) из предложения 7. Запишите ответ
4. В предложениях 9-11 найдите слово с лексическим значением
«протяженность, место, не ограниченное видимыми пределами». Выпишите
это слово.
5. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них
вид подчинительной связи (согласование,управление,примыкание)
1) Вся жизнь
2) Беседы учителей
3) Океан подхватывает
4) Постоянно думаем
(1) С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека
неразрывно связана с языком.
(2)Ребенок еще не научился как следует говорить, а его чистый слух уже ловит
журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. (3)Но ведь
сказки и прибаутки — это язык.
(4)Подросток идет в школу. (5)Юноша шагает в институт или в университет.
(6)Целое море слов, шумный океан речи подхватывает его там, за широкими
дверями. (7)Сквозь живые беседы учителей, сквозь страницы сотен книг впервые
видится ему отраженная в слове необъятно-сложная Вселенная. (8)Через слово он
впервые узнает о том, чего еще не видели (а возможно, и никогда не увидят!) его
глаза. (9)В звучном слове развертываются перед ним льяносы Ориноко, сверкают
айсберги Арктики, шумят водопады Африки и Америки. (10)Раскрывается
огромный мир звездных пространств; зримыми становятся микроскопические
космосы молекул и атомов.
(11)Я пишу книгу, которую вы, может быть, когда-нибудь прочтете. (12)Надо
ли говорить, что при этом я снова пользуюсь языком, словами? (13)Но ведь прежде
чем сесть за рабочий стол и вывести первую строчку первой страницы, каждый
автор долго обдумывает ее содержание.
(14)Все, что люди совершают в мире действительно человеческого, совершается
при языка. (15)Нельзя без него работать согласованно, совместно с
другими. (16)Без его посредства немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку,
технику, ремёсла, искусство — жизнь.
(17)Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий
другому, — говорил когда-то великий Ломоносов, — то бы не токмо
лишены мы были согласного общих дел течения, которое соединением разных
мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных
по лесам и по пустыням!»
Зима (И.п.,1 скл), в горах (П.п.,2 скл), снег (И.п.,2 скл), на вершинах (П.п.,2 скл), солнце (И.п.,2 скл), куски (В.п.,2 скл), сахара (Р.п.,2 скл), скалами (Т.п.,2 скл), осень (И.п.,3 скл), осень (И.п.,3 скл), клёны (В.п.,2 скл), пятки (В.п.,2 скл), берёз (Р.п.,2 скл), яблонь (Р.п.,2 скл), груш (Р.п.,2 скл), на крутизне (П.п.,1 скл), пихта (И.п.,1 скл), в полосе (П.п.,1 скл), лета (Р.п.,2 скл), свечи (В.п.,2 скл), шишек (Р.п.,2 скл), траве (Д.п.,1 скл), лошади (И.п.,2 скл), по склону (Д.п.,2 скл), хороводы (В.п.,2 скл), долине(Д.п.,1 скл), лето (И.п.,2 скл).
У нас на пруду росло много белых лилией . Однажды я стоял на берегу и заметил, что они всё время поварачивают свои цветы к эсолнцу .Я решил проверить , всегда ли так бывает .
Ивот рано утром я побежал к пруду . Но на поверхности воды не было ни одного цветка. Ни одного!
Постепенно солнце поднималась все выше , воздух проглеварлся. И тут я увидел чудо. Из воды прямо у меня на глазах медлено стал вылизать бутон . Один , потом другой, третий … Каждый раскрывался в пышный белый цветок и поварачивался к солнцу .
Я готов был кричать от радости ! Я хотел всем показать это чудо !