1. Прочитайте текст:
В это лето я узнал наново – на ощупь, на вкус, на запах – много слов, бывших до той
поры хотя и известными мне, но далёкими и непережитыми. Раньше они вызывали только
один обычный скудный образ. А вот теперь оказалось, что в каждом таком слове заложена
бездна живых образов.
Какие же это слова? Их так много, что трудно решить даже, с каких слов начинать.
Легче всего с «дождевых».
Я, конечно, знал, что есть дожди моросящие, слепые, обложные, грибные, спорые;
дожди, идущие полосами, - полосовые, косые, сильные окатные дожди и, наконец, ливни
(проливни). Одно дело – знать умозрительно, а другое дело – испытать эти дожди на себе и
понять, что в каждом из них заключена своя поэзия, свои признаки, отличающие их от
других дождей.
…Вот начинают крапать первые капли. Народное слово «крапать» хорошо передает
возникновение дождя, когда еще редкие капли оставляют тёмные крапинки на пыльных
дорогах и крышах.
Потом дождь расходится. Тогда-то и возникает чудесный прохладный запах земли,
впервые смоченный дождем. Он держится недолго. Его вытесняет запах мокрой травы,
особенно крапивы. (…)
Слово «спорый» означает – быстрый, скорый. Спорый дождь льётся отвесно, сильно.
Он всегда приближается с набегающим шумом.
А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч. Лужи от этого дождя всегда
тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то свое, усыпительное, и чуть заметно возится в кустах,
будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой.
…О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет».
Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.
(К. Паустовский.)
6. Какое из дождей в тексте воспринимается, как живое существо? Почему? Какое
влияние это оказывает на восприятие всего текста в целом?
8. Объясните подчёркнутые орфограммы.
9. Объясните постановку знаков препинания в предложениях первого абзаца.
[м'] - согласный, звонкий, мягкий.
[а] - гласный, ударный.
[ч'] - согласный, глухой, мягкий.
3 буквы, 3 звука.
Тёте (2 слога - тё, те; ударение на "ё".)
т - [т'] - согласный, мягкий, глухой.
ё - [о] - гласный, ударный.
т - [т'] - согласный, мягкий, глухой.
е - [э] - гласный, безударный.
4 буквы, 4 звука.
Деревья (3 слога - де, ревь, я; ударение на вторую "е".)
д - [д'] - согласный, мягкий, звонкий.
е - [э] - гласный, безударный.
р - [р'] - согласный, мягкий, звонкий.
е - [э] - гласный, ударный.
в - [в']- согласный, мягкий, звонкий.
ь - [-] - нет звука.
я - [й'] - согласный, мягкий, звонкий.
[а] - гласный, безударный.
7 букв, 7 звуков.
Прим. - буква "я" - йотированная, даёт два звука.
В этом году было много ягод и различных фруктов. Мама варила варенье почти каждый день. я перебирать ягоды, мыть , вообще делал все, что просила мама, старался во всем облегчить мамин труд. Утром я вошел в кухню. На столе стоял с вареньем, которое мама вчера сварила и приготовила, чтобы убрать в шкафчик. я решил маме. Она придет сейчас сюда и очень удивится, что варенье само встало на место. я пододвинул табурет к шкафчику, приоткрыл дверцы и взял банку с вареньем, но она оказалась тяжелее, чем я ожидал. я покачнулся, банка с треском грохнулась об пол. Кот, сидящий рядом, скакнул из кухни подобно молнии. я в ужасе замер на месте. Прибежала из комнаты мама, она мгновенно все поняла, но не стала меня ругать.
Только вечером мама мне сказала, что есть разница между и самовольством. Надо думать, прежде чем собираешься что-то делать. Теперь я думаю