1. Прочитайте тексты. Расскажите, какую информацию вы получили из содержания данных текстов.
А. Большинство (приблизительно 75%) слов русского литературного языка может употребляться в любом стиле речи. Такие слова, как я, ходить, лес, и многие другие мы употребляем и тогда, когда говорим, и тогда, когда пишем, независимо от цели и обстоятельств, при которых мы говорим и пишем (Из учебника «Русский язык. Теория».)
Б. Прилагательное синий в момент своего рождения значило «блестящий, сияющий». Это общеславянское слово образовано было с суффикса –н- от той же основы си-, что и глагол сиять. (Н. Шанский. «В мире слов».)
В. Снегирь. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом и заморозками. ( Из словаря.)
Г. Слово «витамин» - международный научний термин, образованный от латинского «вита» (жизнь) и обозначающий вещество, необходимое для жизни. (Л. Успенский.)
К какому стилю речи относятся данные тексты? Обоснуйте свой ответ.
Вспомните, что такое термины. Выпишите из второго текста слова-термины.
Понаблюдайте, в каком значении (прямом или переносном) употребляются слова в текстах, какая лексика преобладает? Сделайте вывод.
Понаблюдайте, какие предложения характерны для научного стиля или сложные). Сделайте вывод.
В комнатах мальчик привык двигаться свободно, чувствуя вокруг себя пустоту. (Повест, невоскл, простое, двусост, полное, распрост, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом)
Пунктуационный разбор: в конце знак завершения, запятой выделен деепричастный оборот.
Тогда-то рука мальчика крепче сжимала руку матери, а его сердце замирало, и казалось, вот-вот перестанет биться. (Повест, невоскл, сложное, сложносочинённое)
Крепче-наречие, неизменяемая часть речи, обстоятельство.
Казалось, вот-вот несколькими ударами все это сольется в стройный поток могучей и прекрасной гармонии, и в такие минуты слушатели замирали от ожидания.
Пунктуационный: знак завершения; казалось-вводное слово-выделяется запятой; сложносочиненное предложение –запятая перед союзом и.
Сольется- 1. часть речи: глагол ; число: единственное; вид: совершенный; переходность: непереходный; возвратный, лицо: 3 лицо; время: будущее; наклонение: изъявительное
Обаяние , овладевшее слушателями и уносившее их далеко за эти скромные стены , разрушалось и маленькая комната сдвигалась вокруг них и ночь летела к ним в темные окна, пока собравшись силами, музыкант не ударял по клавишам.
Овладевшее- Причастие (полное), одушевлённость: одушевлённое; род: мужской, средний; число: единственное; падеж: родительный, винительный; вид: совершенный; переходность: непереходный; время залог: действительный залог; определение.
Сдвигалась - с — префикс (приставка)
двиг — корень
а — суффикс
л — суффикс
и — окончание
сь — постфикс
сдвига — основа слова
Формообразующий суффикс времени л не входит в основу глагола.
со — префикс (приставка)
бр — корень
а — суффикс
вши — суффикс
сь — постфикс
собра — основа слова
Формообразующие суффиксы деепричастий не входят в основу глагола.
В предложении причастный и деепричастный оборот: запятые
Объяснение:
ответ: 1. Из темных расщелин сочится родниковая вода. 2. С небес начинало скупо сочиться утреннее солнце. 3. Спускается солнце за степь, вдали золотится ковыль... 4. Клубятся тучи, млея в блеске алом, хотят в росе понежиться поля. 5. Начинало еле заметно смеркаться. 6. Мне не спится, не лежится. 7. Недаром говорится, что дело мастера боится. 8. Над черною далью безлюдной равнины клубится прозрачный туман. 9. Туман начинает клубиться над водой. 10. До вечера в саду топится народ, слышится около шалаша смех и говор.
Обидеть- обидят- обижающий, слушать- слушают- слушающий, играть- играют- играющий, шептать- шепчут- шепчущий, писать-пишет- пишущий, видеть- видят- видящий.
Объяснение: