1. Прочитайте внимательно фрагмент сказки С.В. Афоньшина «Про Семена-Ложкаря». 2. Какова основная мысль текста?
3. О какой исторической эпохе идет речь? Докажите примерами из текста.
4. С какой целью автор использует устаревшие слова?
5. Выберите и запишите слова-историзмы любой тематической группы, объясните их значения.
Сквозь сосновые боры и березовые долы пробирается темной змейкой речка Санахта, бежит-торопится повидаться с соседом Керженцем. На пологом холме у реки среди сосен вековых прижалась к распаханным кулигам просторная и приземистая изба Семена-Ложкаря. Глядит она в темень осеннюю веселыми глазами, огоньком приветливо подмигивает. В избе березовая лучина горит, угольки от нее в ушат с водой падают и гаснут шипя. Не успеет догореть одна лучинка, как девчоночка Авдотка от нее другую зажигает в железные светцы вставляет. Пока лучинка горит, девочка работает, Семен-Ложкарь сам-третей, согнувшись, за работой сидит, топориком из березы ложки вырубает да вытесывает. Жена Катерина из ложки-болванки скобельком нутро выбирает и тыльную сторону зачищает, а дочка Авдотка ножичком остальную басу и красу ложкам придает. Сидят на низеньких чурбаках-стульчиках, тихий разговор ведут, к ночи прислушиваясь, а готовые ложки из ловких рук, как рыбы, ныряют на дно плетеного короба.
Далёкой дорогой (Т.п., ж.р.), далёкой родственнице (Д.п., ж.р.), от далёкой мечты (Р.п., ж.р.)
Стальной стружкой (Т.п., ж.р.), к стальной леди (Д.п., ж.р.), для стальной леди (Р.п., ж.р.), стальной стержень (И.п., м.р.), через стальной трап (В.п., м.р.)
Чужой стороной (Т.п., ж.р.), чужой женщине (Д.п., ж.р.), без чужой подсказки (Р.п., ж.р.), чужой человек (И.п., м.р.), за чужой проступок (В.п., м.р.)
Важной встречей (Т.п., ж.р.), к важной особе (Д.п., ж.р.), после важной встречи (Р.п., ж.р.)
- - - - -
полезных кушаний можно приготовить из картофеля: супы, салаты,
оладьи, пироги. Любим его вареным и жареным, запеченным
и тушёным. И что интересно, картофель, как и хлеб, не приедается.
Из картофеля вырабатывают спирт, а из спирта получают каучук,
парфюмерные изделия и медикаменты. Картофельная мука идет в
пищу – кисели, оладьи, соусы, торты. Ею же крахмалят бельё. Из
неё же варят клей.
Но таким важным и полезным продуктом картофель стал не так давно. Родина картофеля – южноамериканские горы Анды. В Европу, вместе с золотом и серебром, клубни картофеля привезли испанские завоеватели в 16 веке.
Спустя столетие картофель всё ещё был редкостью и считался
деликатесом. В начале 18 века Пётр I прислал из Голландии
мешок картофеля и велел посадить в разных областях Российской
империи. Крестьяне встретили этого пришельца в штыки, назвав
черным яблоком». Сажать новый овощ заставляли насильно с
солдат. Из-за этого на Руси вспыхивали «картофельные
бунты». Во второй половине 18 века картошку уже выращивали в
Восточной Сибири и даже на полуострове Камчатке
Однако времена меняются. Сегодня картофель в России – самая распространенная культура после зерновых. Его вполне заслуженно называют «вторым хлебом».