1)Раньше вообще, прямо скажу, в деревне лодырей меньше было, старался как-то народ, стремился к работе. (2)Теперь отучили мужика от труда: не мое – значит, и заботы мало. (3)Страшное это дело. (4)Если бы еще смена-то была… (5)Видимо, что-то упустили мы в воспитании детей, не сами они такими сделались. (6)Пить, курить, к примеру, в школе не учат, а они и пьют, и курят… (7)Многие сейчас гадают: как привязать молодежь к земле? (8)Одно время считалось, что бегут парни и девчата из деревни из-за неустроенности – нехватки жилья, дорог, клубов… (9)Верно, с этим неладно было. (10)Ну а теперь, когда и клубов, и квартир, и дорог понастроили в сельской местности, почему так и продолжают бежать из хозяйства? (11)Не только, видать, в благах дело… (12)Силой никого не привяжешь к земле, надо сделать так, чтобы человек сам к ней привязался. (13)Нынче картина иная. (14)А почему? (15)Сами же и заставляем молодежь ненавидеть крестьянскую работу: гоним их силой на картошку, на фермы, на прополку. (16)Показываем ограниченность деревенской жизни. (17)Как тут не проклюнуться отвращению к земле? (18)Учить надо бы не тому, что забывается, а тому, без чего в жизни не обойтись.
(19)Крестьянские традиции, опыт приходили с веками. (20)Многое из того растрясли мы, вернуть же потерянное за год-другой невозможно. (21)Психология крестьянина изменилась. (22)Взять такой пример. (23)Вот как лес удавалось в порядке содержать. (24)Каждой семье опять-таки наряду с земельным наделом отводили три десятины в бору. (25)Заготавливай сушняк, собирай ягоды, грибы, но и следи за тем, чтобы порубки не было, еще какого безобразия. (26)Не дай бог кому сунуться сюда с топором.. (27)До самого суда дело могло дойти. (28)Просто и мудро. (29)А сегодня что в лесу творится? (30)Кругом бурелом, валежины, кустарник… (31)А то еще и мусору сюда навезут, свалку устроят. (32)И все в стороне, никто не считает себя виновным.
(32)В Сибири, на Урале строго придерживались и такого правила: раньше времени по грибы, ягоды, за орехами в лес не ходить. (33)Поспеют – ступай себе на здоровье. (34)А ведь нынче ту же бруснику, клюкву, малину обрывают, считай, зеленую, не столько в корзину соберут, сколько потопчут. (35)Иной переворошит граблями всю грибницу и не подумает, что назавтра на этом месте ничего больше не вырастет. (36)Ну а сколько порубили кедра? (37)Нет чтобы залезть на дерево, сбить шишки – пускают в ход топор, пилу… (38)Хозяина не стало в лесу, вот и чувствует себя вольготно браконьер. (39)Не говорю уж о том, что хищнически истребляем братьев наших меньших – зверей, птиц…
(40)Разве назовешь глупым Петровский указ : менее чем за двести сажень с сохой к реке не подходить, дабы не наносить урон природе! (41)Перешагнули и через это, распахали поля по самые берега, потом спохватились: реки обмелели, не стало рыбы…
(42)…Лучший отдых для меня в поле, у земли; от нее, видимо, и здоровье, и долгий век. (43)Любовь у нас взаимна! (44)По должности любить землю – себя и людей обманывать, в крови эта любовь должна быть! (45)В детстве я часто огорчал отца тем, что, бороня верхом на лошади, норовил лишний раз по полю проехать. (46)Ему лошадь было жалко, а мне хотелось землю получше взрыхлить. (47)Уже позже вычитал у Энгельса: «Не тот пахарь, кто хорошо пашет, а тот, кто любоваться своей пахотой». (48)Может, чуть перепутал, но в принципе верно подмечено.
Александр Николаевич Арцибашев – советский и российский прозаик, журналист и редактор.
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
О «сиреневых» натюрмортах П. Кончаловского написано и сказано немало. Художник посвятил целый период своей жизни натюрмортам, работая с ранней весны до осени на даче, ища в манере изображения живой натуры свой неповторимый стиль. В его букетах удивительно переплетались реализм натуры и экспрессия цвета.
Перед нами дачная плетеная корзина, в которой свежий букет сирени, срезанный в саду. Пышные цветочные грозди полны оттенков утреннего неба, рассвета и угасающей ночи. Лиловые, багряные, розовато-сиреневые, жемчужно-белые, лазоревые цветы, рожденные на палитре мэтра живописи, светятся и продолжают жить, источая аромат и свежесть. Их воздушность подчеркивается простым плетением корзины, грубоватым столом и условным задним планом.
Несмотря на простоту сюжета и композиции, «Сирень в корзине» полна настроения весны. Каждый ее уголок напоен цветом и светом, который льется из распахнутого маем окна. Хочется протянуть руку, коснуться хрупкой красоты, вдохнуть ее. Отыскать в волшебных сиреневых облаках заветный пятилистник и загадать желание. У меня оно будет такое: пусть в нашей жизни будет больше красоты и гениев, умеющих запечатлеть и подарить ее нам.