1. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях.
2. Распределите их по предложенным разделам в прикрепленном файле
1. А здесь за меловыми утесами было тихо и еще брезжил свет зари. 2. Я нанял лодку и молоденькая хохлушка легко и быстро погнала ее против течения по прозрачной воде Донца в тени береговой зелени. 3. Ветер ласково веял мне в лицо с молчаливых курганов и отдыхая на них один-одинешенек среди ровных бесконечных полей я опять думал о старине о людях почивающих в степных могилах под смутный шелест седого ковыля... 4. Лес глушил берега и только река одинокая и свободная плескала и плескала своими холодными волнами под его навесом. 5. Жутко тогда было в горной норе одинокому человеку но до рассвета мерцала его свечечка и звучали его молитвы. 6. А утром изнуренный ночными ужасами и бдением но с светлым лицом выходил он на божий день на дневную работу и опять коротко и тихо было в его сердце... . 7. Солнце согревало меня и я закрывал глаза чувствуя себя бесконечно счастливым. 8. И я принялся считать шаги и занятие это так увлекло меня что я очнулся только тогда когда дорога круто завернула влево и вдруг ослепила резкой белизной мела. 9. Ветер дул мне навстречу холодил лицо рукава степь увлекала завладевала душой наполняла ее чувством радости свежести. 10. Туча с юга заволокла все небо вея теплотой дождя весенней душистой грозы и уже содрогалась от вспышек молний. 11. И девичье личико и солнце и тени и быстрая речка все было так прелестно в это милое утро… 12. Зной полный тяжелого смолистого аромата неподвижно стоял под навесами сосен. 13. Резкий крик птицы треск сучьев под ногами дикой козы хриплый хохот кукушки и сумеречное уханье филина все гулко отдавалось в лесах. 14. Жаворонки невидимые в воздухе напоенном парами и светом заливались над степью безотчетно-радостными трелями. 15. А побывать на Донце на Малом Танаисе воспетом «Словом» это моя давнишняя мечта. 16.То-то должно быть дико-радостно билось сердце какого-нибудь воина полков Игоревых когда выскочив на хрипящем коне на эту высь повисал он над обрывом среди могучей чащи сосен убегающих вниз! 17. Сколько претерпел он стоя на татарских путях в диких степных равнинах когда иноки его были еще воинами когда они переживали долгие осады от полчищ диких орд и воровских людей! 18. Скрип телеги на которой сидел старик свесив с грядки ноги в допотопных сапогах и сопение волов которые покачиваясь и вытягивая шеи придавленные тяжелым ярмом медленно тащились по дороге разогнали мои думы. 19. Поставил и я свою свечу за того кто слабый и преклонный летами падал ниц в этом маленьком храме в те давние грозные ночи когда костры осады пылали под стенами обители… . 20. Потом я обгонял идущий на богомолье народ женщин подростков дряхлых калек с выцветшими от времени и степных ветров глазами и все думал о старине о той чудной власти которая дана Все предложения выбраны из рассказа Ивана Бунина)
А мне хочется рассказать о строгом и требовательном человеке - моём учителе, который мне понять и принять другую доброту. Учителя географии мы откровенно побаивались: он был строг и принципиален. На уроках царила звенящая тишина, мы не отвлекались на посторонние разговоры, а, отвечая у доски, не ждали похвалы. Учитель объявлял оценки устало и даже как-то презрительно. Материал он объяснял интересно, показывал слайды и фотографии своих походов и путешествий, рассказывал удивительные истории. И всё-таки мы его не любили: совсем не хотелось подойти после урока и о чём-то спросить, поделиться своими открытиями.
Но однажды весной географ позвал нас в поход. Согласились мы без энтузиазма, скорее побоялись отказаться. Собирались по строгой инструкции учителя: нужно взять тёплые вещи, продукты,фонарик. Добрались до привала, разбили палатку, приготовили еду. И тут впервые удивились, как много умеет и знает учитель, делает всё обстоятельно и не спеша. Вечером сидели у костра и, наверное, впервые говорили с географом на равных, откровенно, заинтересованно. Ночью он сам поддерживал огонь в костре, следил, чтобы нам не было холодно. А на обратном пути мой одноклассник расшалился и подвернул ногу. Учитель наложил тугую повязку и нёс его на закорках до самого дома: без нотаций, без крика...
Начались каникулы, мы весело отдыхали, а я несколько раз вспоминала о нашем походе и учителе. И в первый учебный день меня ждало потрясение: наш строгий и равнодушный географ все каникулы навещал пострадавшего в походе заниматься и даже выносил его на площадку подышать, полюбоваться весной. А наши восторженные отклики строго пресёк: нечего здесь обсуждать! Чуть позже мы узнали, что наш учитель каждую неделю ходил в хоспис тяжело больным людям и считал это обычным делом.
А с нас по-прежнему строго спрашивал уроки, не позволял никаких вольностей...
И вот теперь, размышляя о доброте, я вспомнила нашего географа. Ведь он показал, что доброта - это строгость, требовательность, ответственность. И мне кажется, что такая требовательная доброта воспитывает самостоятельность.