1)Разобрать любые 4 слова по составу из любимой сказки. 2)Составить слова А)с 2 приставками Б)с 2 корнями В) с 2 суффиксами. Задание повышенной трудности: ответить на вопрос : «В ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ» О МОРФЕМЕ СКАЗАНО: МАЛЕНЬКАЯ,ДА УДАЛЕНЬКАЯ.КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ,ПОЧЕМУ ЯЗЫКОВЕДЫ ТАК ЕЕ НАЗВАЛИ?
вдаль - места
вбок - места
назло - цели
очень - степени
дружески - образа действия
вдвое - меры
со зла - причины
чуть-чуть - меры
3. грустно Сравнительная степень: грустней(ее), более грустно, превосходная: грустнее всех
4. По составу:
на-приставка, бок-корень, основа - набок
по-приставка, бок-корень, у-суффикс, набоку-основа
на-приставка, верх-корень, у-суффикс, наверху - основа
пре-приставка, отлич-корень,н-суффикс, о-суффикс, отлично-основа
у-приставка, страш-корень,а-суффикс, ющ-суффикс, е-суффикс
5. где - где-ТО (суффиксальный),
вдалеке - НЕвдалеке (приставочный)
где - КОЕ-где (приставочный)
веселый - веселО (суффиксальный)
волк - ПО-волчьИ (приставочно-суффиксальный)
6. простерты (как?) зябко обстоятельство образа действия
прекратился (как?) внезапно - обстоятельство образа действия
заблестело (где?) вокруг - обстоятельство места
заблестело (как?) молодо - обстоятельство образа действия
заблестело (как?) радостно - обстоятельство образа действия
вспыхнул (как?) ярко - обстоятельство образа действия
работал (как?) быстро - обстоятельство образа действия
быстро (как?) так - обстоятельство образа действия
погасить (как?) снова - обстоятельство образа действия
оживал (как?) как - обстоятельство образа действия
Обиделись части слова и ушли от него. Хочет Егорка кому-то что-то сказать, а его никто и понять-то не может. Ну как тут поймешь? Вместо подоконника у него - «окон», восторга – "торг".(Древний корень о себе напоминает!). Говорит другу: «Надо собраться и пойти». А друг слышит только: «Надо» «бр» «й»! Перед прогулкой хочет спросить у мамы, что надеть-обуть, а получается «де» «у». ( Ведь корни многих слов даже не встречаются в "свободном" виде! А только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями.) Из морфем, как из кирпичиков, строятся слова. И вся наша речь становится понятной, правильной и красивой.
Чем дело кончилось, спросите? Егорка-то неглупый был. (Хотя, если приставку с окончанием отбросить, «глуп» и получится!). Понял он, в чем дело. Взял учебник, выучил правила, и вернулись в его речь все обиженные им части слова.
Вот и сказке конец, а кто слушал, да выводы сделал – молодец!