1. Сделайте синтаксический разбор трёх предложений, постройте их схемы.
1) Сыновья Тараса думали о другом: о бурсе, об учении и о своих товарищах.
2) Южная Россия тогда была опустошена и выжжена набегами монгольских хищников и польских шляхтичей.
3) Испытанные в боях товарищи и молодые казаки – все слушали Тараса, кивали в знак одобрения.
Схема предложения:
думали
/ / / \
Сыновья Тараса о другом
/ / / \
о бурсе об учении и о своих товарищах
Обоснование:
Главным составляющим предложения является глагол "думали", который указывает на действие, совершаемое сыновьями Тараса. Предложение имеет один главный член - сказуемое, и три дополнения, обозначающих о чем именно думали сыновья. Дополнения выражены предлогом "о" и имеют сходную семантику - "о другом", "о бурсе", "об учении".
2) Южная Россия тогда была опустошена и выжжена набегами монгольских хищников и польских шляхтичей.
Схема предложения:
была
Южная Россия
\ /
опустошена и выжжена
/ / | \
набегами монгольских хищников и польских шляхтичей
Обоснование:
Главным составляющим предложения является глагол "была", который указывает на состояние Южной России. Предложение имеет один главный член - сказуемое, и два дополнения, обозначающих кем была опустошена и выжжена Южная Россия. Дополнения представлены существительными в форме множественного числа "набегами монгольских хищников" и "польских шляхтичей".
3) Испытанные в боях товарищи и молодые казаки – все слушали Тараса, кивали в знак одобрения.
Схема предложения:
слушали
товарищи и молодые казаки
/
Испытанные в боях
\ /
- Тараса
| кивали \
в знак одобрения
Обоснование:
Главным составляющим предложения является глагол "слушали", который указывает на действие, совершаемое товарищами и молодыми казаками. Предложение имеет один главный член - сказуемое, и два дополнения, обозначающих кого именно слушали и что делали в знак одобрения. Дополнения представлены причастным оборотом "испытанные в боях товарищи и молодые казаки", и глаголом "кивали".