(1) Сегодня Цветочный город проснулся рано. (2) Вчера жители узнали, что лес на другом берегу Огурцовой реки полон грибов: белых и лисичек, волнушек и маслят, опят и груздей. (3) Наступило время грибы собирать. (4) Хотя делать это коротышкам было нелегко. (5) Ведь приходилось пилить грибы на части. (6) Коротышки тащили их по кусочкам. (7) Но дружных малышей и малышек ничто не пугало. (8) Они, как муравьи в муравейнике, собирались все вместе и справлялись с любым делом. (9) К тому же Знайка, Винтик и Шпунтик все время придумывали какие-нибудь усовершенствования для сбора грибов. (10) Сначала применяли работавшие на газированной воде автомобильчики и подъемные краны. (11) А однажды осуществили грандиозный проект, слава о котором достигла Змеевки и Солнечного города. (12) Они наладили доставку грибов по грибопроводу.
(13) - Знайка, а как же заставить грибы двигаться по трубе? – спросил Винтик.
14) – Используем воздушный шар, - ответил ему Знайка.(По Н. Носову)
- Выполните задания к тексту
1. Выпишите из предложения 6 все словосочетания, в каждом из них укажите главное и зависимое слово.
2. Укажите вид предложения 2 по количеству грамматических основ.
3. Среди предложений 9 – 12 укажите предложение, в котором нет однородных членов.
4. Выпишите грамматическую основу из предложения 7.
5. Укажите номер предложения, в котором есть обобщающее слово. Составьте схему однородных членов.
6. Укажите номер предложения с обращением.
7. Укажите номер предложения, которое содержит реплику Знайки. Запишите это предложение в виде прямой речи.
8. Укажите среди предложений 1 – 8 номер предложения, в котором постановка знаков препинания объясняется следующим правилом: «Простые предложения в составе сложного на письме обычно разделяются запятой».
9. Произведите синтаксический разбор предложения 6
"Волшебная осень"
Осень. Какое прекрасное время года! Идешь в парке по аллее и видишь необыкновенное небо. Голые деревья снимают свои рыженькие шубки и готовятся надеть свои зимние наряды. Видна зелено-желтая травка, и приунылые деревянные скамейки. На асвальте не возможно не заметить кучу листьев в которую, так и хочется "плюхнуться"! При прогулке по замечательной дорожке стоят памятники (скульптуры/статуи) тех, кто ушел в иной мир, и оставил яркий след в истории. Этот парк врятли забудешь, тем более когда на дворе осень!
А. В слове «прия́тели»: слогов—4 (при-я-те-ли), букв—8, звуков—9:
п →
[п] : согласный, парный глухой, парный твёрдый
р →
[р'] : согласный, непарный звонкий, сонорный, парный мягкий
и →
[и] : гласный
я →
[й'] : согласный, непарный звонкий, сонорный, непарный мягкий
[а] : гласный
т →
[т'] : согласный, парный глухой, парный мягкий
е →
[и] : гласный
л →
[л'] : согласный, непарный звонкий, сонорный
Транскрипция слова: [взй’ирошывал]
в — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
з — [з] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
ъ — не обозначает звука
е — [й’] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), мягкий (непарный, всегда произносится мягко)
—
[и] — гласный, безударный
р — [р] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
о — [о] — гласный, ударный
ш — [ш] — согласный, глухой парный, твёрдый (непарный, всегда произноится твёрдо), шипящий
и — [ы] — гласный, безударный
в — [в] — согласный, звонкий парный, твёрдый (парный)
а — [а] — гласный, безударный
л — [л] — согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)
В слове 11 букв и 11 звуков.
ви́д→[в'ит]
В слове «ви́д»: слогов—1 (вид), букв—3, звуков—3:
в →
[в'] : согласный, парный звонкий, сонорный, парный мягкий
и →
[и] : гласный
д →
[т] : согласный, парный глухой, парный твёрдый
Б.
Состав слова «любимую»: корень [люб] + суффикс [им] + окончание [ую]
Основа(ы) слова: любим
образования слова: суффиксальный
Состав слова «ценное»: корень [цен] + суффикс [н] + окончание [ое]
Основа(ы) слова: ценн
образования слова: суффиксальный
Часть речи: глагол
Состав слова:
о — приставка,
свобод — корень,
и, ть, ся — суффиксы,
нет окончания,
освободи + ся — основа слова.