1)Шла Великая Отечественная война. (2)Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве…
(3)О том, что обед будет из трёх блюд и готовят его повара с особым старанием, ребята детского дома знали. (4)Директор дома, Мария Дмитриевна, так и сказала:
– (5)Сегодня, ребята, полный у нас обед: первое будет, второе и третье.
(6)Что же будет ребятам на первое?
– (7)Бульон куриный?
– (8)Борщ украинский?
– (9)Щи зелёные?
– (10)Суп гороховый?
– (11)Суп молочный?
(12)Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде. (13)Приготовляли их из дикорастущих трав, которые нередко бывали горькими, вяжущими. (14)Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды. (15)Назывались такие супы из трав по-особенному – супами-пюре. (16)Вот и сегодня ребятам – такой же суп.
(17)Миша Кашкин, местный всезнайка, всё точно про праздничный суп пронюхал.
– (18)Из сурепки он будет, из сурепки, – шептал ребятам.
(19)Из сурепки? (20)Так это ж отличный суп. (21)Рады ребята такому супу, ждут не дождутся, когда позовут на обед.
(22)Вслед за первым получат сегодня ребята второе. (23)Что же им на второе будет?
– (24)Макароны по-флотски?
– (25)Жаркое?
– (26)Рагу или гуляш?
(27)Нет. (28)Не знали ленинградские дети подобных блюд.
(29)Миша Кашкин и здесь пронюхал.
– (30)Котлеты из хвои! Котлеты из хвои! – кричал мальчишка.
(31)Рады ребята таким котлетам. (32)Скорей бы несли обед.
(33)Завершался праздничный обед, как и полагалось, третьим. (34)Что же будет сегодня на третье?
– (35)Компот из черешни?
– (36)Запеканка из яблок?
– (37)Апельсины?
– (38)Желе или суфле?
(39)Нет. (40)Не знали ребята подобных третьих. (41)Кисель им сегодня будет.
– (42)Повезло нам сегодня, потому что кисель из ламинарии, из морских водорослей, – шептал Кашкин. – (43)И ещё сахарину туда добавят, достанется по полграмма на каждого.
– (44)Сахарину! (45)Вот это да! (46)Так это ж на объеденье кисель получится.
(47)Обед был праздничный, полный – из трёх блюд. (48)Вкусный обед! (49)На славу!
(50)Не знали блокадные дети других обедов.
(51)900 дней продолжалась блокада города, но устояли ленинградцы, разбили фашистов. (52)Пришла в Ленинград победа!
1 Определите тип речи
2 Определите стиль речи
3 Как называется форма построения речи в предложениях 15-46?
4 Найдите в предложениях слово
5 Из предложений 18-21 выпишите фразеологический оборот
6 К какому роду литературы принадлежит данный фрагмент
Тест по русскому языку для 5 класса по теме: «Лексика»
А1. 2; А2)1; А3)3; А4)4; A5)1; А6)4; A7)4; A8)2; А9) 4; А10) 3; A11)2; A12)4.
В2. Раствор соли – соли кашу - это омоформы.
B3. Антонимы: белый - черный, тяжёлый - легкий, солёный - пресный.
В4. Большой, огромный, громадный, колоссальный.
В5. Антонимы: входить - выходить, друг - враг, рано -поздно, громко - тихо.
В6. Словосочетания: девичья коса, сплести косу, стальная коса, поточить косу.
В7.
Снег сказал:
- Когда я стаю,
Станет речка голубей,Потечет, качая стаю
Отраженных голубей.
Стаю - глагол в 1-м лице единственного числа от стаять, то есть превратиться в воду.
Стаю - имя существительное, начальная форма стая, что обозначает наличие собравшихся вместе птиц.
Голубей - сравнительная степень имени прилагательного голубой, обозначает цвет.
голубей - имя существительное в форме множественного числа родительного падежа. Начальная форма - голубь( птица).
Часть С. Почему нужно говорить правду?Правду нужно говорить всегда. В этом нас убеждает народная мудрость. Послушайте пословицу: "Шила в мешке не утаишь". Это значит, что правда всё равно где-то покажет себя. А вот известное выражение из Библии: "Всё тайное становится явным". Эта поучительная книга тоже напоминает нам о том, что нужно говорить правду, потому что ложь рано или поздно раскроется. Если человека уличили во лжи,то ему в следующий раз мало кто поверит. А никто не хочет, чтобы его называли вруном.
Давайте будем честными, и нам будут доверять люди.