1) Слово глубокий имеет значение: 1) находящийся на значительной глубине от поверхности; 2) очень сильный, достигший значительной степени. Какое их этих значений оно имеет в следующем отрывке?
Месяц, месяц, мой дружок!
Позолоченный рожок!
Ты встаешь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звезды смотрят на тебя.
2) Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение.
А) горячий чай б) горячее желание в) горячий человек г) ломать сук д) ломать старые традиции е) ломать игрушки
3) В приведенных предложениях найдите синонимы к выделенному слову.
А) Им она не прекословит,
Не перечит ей они.
Б) Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла её,
А на зеркальце свое
Долго дулась и сердилась..
4) Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:
А) многозначными б) однозначными в) паронимами г) синонимами д) омонимами е) антонимами
5) Выберите пары антонимов.
А) храбрый-мужественный б) глаза-очи в) жара-холод г) влетать вылетать
Д) благородный-подлый
6) Объясните смысл пословиц и укажите в них слова с противоположным значением.
А) Кто шьет, а кто порет. Б) Близкий сосед лучше дальней родни. В) Знал друга в радости, не оставляй и в горести.
7) Укажите фразеологические обороты, являющиеся синонимами.
Ни рыба, ни мясо; молоть вздор; ни то, ни сё; молоть ерунду; тёртый калач; намылить шею; стреляный воробей; дать нагоняй.
8) Найдите разговорные и диалектные слова в следующем отрывке. Назовите знакомые вам образные средства языка в данном четверостишии.
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит.
Лёд неокрепший на речке студёной
Словно как тающий сахар лежит…
(Н.Некрасов)
9) Найдите слова, имеющие омонимичную пару. Составьте с ними словосочетания, тем самым объясняя их значение.
А) среда б) телевизор в) бокс г) заточить д) грязный е) свет
10) Прочтите описания наружности героев. Назовите образные средства, которые создают антитезу.
А) Своими вздохами, нытьем, своими темными очками на бледном маленьком лице,- знаете, маленьком, как у хорька,- он давил нас всех, и мы уступали…
Б) Назначили к нам нового учителя истории и географии, некоего Коваленко, Михаила Саввича, из хохлов. Приехал он не один, а с сестрой Варенькой. Он молодой, высокий, смуглый, с громадными руками, и по лицу видно, что говорит басом…
Раскрывая тему, начнем с характеристики Осипа, данной ему самим автором комедии: "Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его — серый или синий поношенный сюртук".
Итак, Осип - старый человек. В свои немолодые годы он вынужден быть на побегушках у своего "барина"-прохиндея. Незавидная участь, поскольку он не имеет ни своего угла, где мог бы отдохнуть от забот по уходу за хозяином, ни нормальной пищи, ни приличной одежды.
Нам не рассказывают о том, как жил Осип до начала описываемых событий, но сам он говорит однажды, что он - человек крепостной, т.е. полностью зависимый от своего господина. И в этом весь трагизм его существования.
Понятно, что Осип никогда и ничему не учился, но он умен и кроме того хитер. Трагизм в том, что он понимает, что умнее своего хозяина. Он не может его уважать и считает человеком пустым и ниечемным. Но при этом Осип не может располагать сам собой или как-то устраивать свою жизнь и судьбу.
Осип может давать мудные советы своему хозяину, может выручить его в трудной ситуации, но что он имеет взамен? Он терпит оскорбления Хлестакова: "...Как ты смеешь, д у р а к!.." "...А ты уж и рад, с к о т и н а, сейчас пересказывать мне все это...".
Осип понимает даже, что собой представляют те чиновники, которые приходят на поклон к Хлестакову. Он видит, насколько глуп сам городничий и всё его окружение.
Я думаю, что в этом весь трагизм ситуации с Осипом. Он самое трагическое лицо в комедии, потому что, находясь на самой нижней ступени общественной лестницы, он находится выше остальных по уму, рассудительности и смекалке.
Работа представлена в юмористических тонах, но все же отражает правду.
Эта история о маленьком городке, где чиновники делают бесконечное количество вещей. Все это организовали воры и чиновники.
Главный герой - несовершеннолетний молодой человек по имени Хлестаков. Однажды он приехал в город и ошибся с ожидаемым ревизором. Его все ждали, боялись приезда ревизора, везде пытались его найти. Ревизор должен был приехать из столицы для проверки. Этот городской чиновник боялся визита и проверки инспектора, боялся, что я узнаю все об их грехах. Когда Хлестаков приехал в город, все стали объявлять, что он Ревизор.