1 Составить тезисный план текста 2 Указать стиль текста, тип речи
3 Определить тему текста, проблему и авторскую позицию
Уже давно меня никуда не тянет, только на родину, в милую Вятку, и в Святую землю. Святая земля со мною в молитвах, в церкви, а родина... родина тоже близка. И если в своем родном селе, где родился, вырос, откуда ушел в армию, в Москву, бываю все-таки часто, то на родине отца и мамы не был очень давно. И однажды ночью, когда стиснуло сердце, понял: надо съездить. Испугался, что вскоре не смогу одолеть трудностей пути: поездов, автобусов, пересадок. Надо ехать, надо успеть. Туда, где был счастлив, где родились и росли давшие мне жизнь родители. Ведь и отцовская деревня Кизерь, и мамина Мелеть значили очень много для меня. Они раздвинули границы моего детства, соединили с родней, отогнали навсегда одиночество; в этих деревнях я чувствовал любовь к себе и отвечал на нее любовью.
Нынче летом, выскочив на несколько дней в Вятку, я сорвался вдруг и кинулся на автовокзал, взял билет до Уржума, бывшего уездного, ныне районного города. А там надо было одолеть восемнадцать километров до родины отца, а оттуда ехать до Малмыжа, тоже райцентра, там переправиться через Вятку и добраться до родины матери. Все эти пространства я надеялся одолеть кавалерийским наскоком.
Стояла жара. Она пришла после дождей, и ее сопровождало сильное парение от разогретой влажной земли. Срывались краткие грозы. Страшно сказать: я не был в Уржуме тридцать пять лет, а тогда приезжал, когда писал "Ямщицкую повесть". Это был мой поклон дедам-ямщикам, которые своими трудами нажили состояние, за что их большевики спровадили в Нарымский край. Но и эта боль опять же давно улеглась, а состояние - двухэтажный каменный дом, выстроенный на огромную (десять дочерей, один сын) семью, хотелось навестить. Именно в этот дом я приезжал совсем мальчишкой к деду в то лето, когда у него гостила городская дочь, моя тетка, с детьми. Дедушке по возвращении из сибирской ссылки разрешили жить в крохотной комнате внизу, хотя дом стоял пустым, а городским гостям из милости выделили комнаты на втором этаже. В то лето, после девятого класса, я работал на комбайне а как раз пошли дожди, уборка остановилась, и я стал проситься навестить городскую родню.
Отец одобрил мой порыв. Он как-то даже вдохновился: сел, на тетрадном листке начертил схему, как дойти от пристани на Вятке до его деревни. Вообще он был молчалив, мало говорил с нами, иногда даже забывал, кто из нас в какой класс перешел. Идет на сенокос, широко шагает, мы вприпрыжку за ним. Но о своем детстве говорил как о сказочном. Как они катались с гор на ледянках, какие были ярмарки, какие лошади в ночном, как неслась по Казанскому тракту почта ("Царь с дороги - почта едет!"), какая была добрая бабушка Дарья, как его баловали его десять сестер. Отец договорился со знакомым шофером, который довез меня до пристани Аргыж; на ней я купил билет в четвертый класс парохода "Чуваш-республика". Ближе к ночи он показался из-за поворота, вскоре, гудя и дымя, причалил к мокрому дебаркадеру. На пароходе я был впервые в жизни. Всю ночь восторженно бродил по нему. Он казался огромным. Я был сельским и стеснительным, но мне ни разу не сказали, что куда-то нельзя входить, и я все смелее осваивал плывущее над водой пространство. Как шумно и трудолюбиво вращались деревянные колеса в кипящей воде, как расступалась вода и долго-долго журавлиным клином торопилась за нами. Подолгу стоял, и меня не выгоняли, в машинном отделении, смотрел, как взмывал и опускался громадный шатун, вращающий толстенный, залитый янтарным маслом стальной вал; именно на него по бокам были надеты старательные колеса. Мне очень хотелось кочегару, черному, голому по пояс мужчине - уж я бы смог заталкивать в пылающую топку огромные поленья, - но опять же постеснялся. А ведь я уже знал устройство и трактора, и комбайна - но тут была такая неподступная громада!
Мы шли против течения. Была светлая, прохладная ночь, но я даже и поспать нигде не приткнулся, хотя у теплой необхватной трубы было место. Стоял у влажных поручней, глядел то на близкий, то на отдаляющийся берег, на глинистые или песчаные берега, то травяные, то заросшие лесом, запрокидывал голову и смотрел на поворачивающиеся вместе с палубой звезды. Из трубы летел освещаемый изнутри искрами дым, и иногда при крутом завороте он обдавал палубу и приятно согревал. Часто то длинно, то коротко ревел пароходный гудок.
На пристани Русский Турек, на рассвете, я выскочил и побежал, как объяснил мне отец, в гору. "На горе кладбище, с него увидишь Кизерь".
начнем с определения, что это сложное предложение, так как в нем имеются две грамматические основы: шапка и плечи запорошены; руки простёрты. Далее определим вид сложного предложения. Это бессоюзное предложение, в котором простые предложения не соединены с союзов. Между его частями существуют отношения перечисления, поэтому ставится запятая. Укажем члены предложений: Шапка и плечи - однородные подлежащие, подчеркнем их линией ; запорошены - составное именное сказуемое, выраженное кратким причастием; подчеркнем двумя параллельными линиями; запорошены чем? снегом - косвенное дополнение, которое подчеркнем _ _ _. Во втором предложении руки - подлежащее, которое подчеркнем ___; простерты - составное именное сказуемое, выраженное кратким причастием; подчеркнем двумя линиями; простерты как? зябко - обстоятельство образа действия, которое подчеркнем линией _._._; простёрты где? над огнем -обстоятельство места, подчеркнем линией _._._.
Чистый воздух, натуральные продукты. В Кобдинском районе презентовали первый проект по развитию экологического туризма. Люди, желающие лучше познать родной край, смогут посетить экоферму, где попробуют блюда национальной кухни. И к настоящему времени ферма уже приняла первых туристов.
Чем отличается экотуризм от обычного туризма? В этом случае туристы не только путешествуют, но и охраняют природу, лучше узнают историю и культуру того или иного края. Попробовать себя на нише экотуризма решили руководители крестьянского хозяйства, расположенного возле родины Героя Советского Собза Алии Молдагуловой села Булак. Своё дело аграрии начинали десять лет назад, имея два табуна, а сейчас количество лошадей превышает четыреста голов.
Аграрии в день доят пятьдесят кобыл и заготавливают сто литров кумыса. Пока что этот лечебный напиток изготавливают в мини-цехе. В ближайшее время планируется расширение территории цеха и увеличение производства кумыса в два раза. Готовый кумыс заливается в тару и доставляется потребителям. Организована транспортировка в областной центр. Кроме того, помимо лошадей содержится крупный рогатый скот. Выращиваются индоутки, курицы. У посетителей имеется возможность ловить рыбу в ближайшей реке. Всё это - неплохой потенциал для развития экотуризма на базе фермы.
Отметим, экотур по земле героев, как именуют в народе Кобдинский район, начинается с посещения музея Алии Молдагуловой. Также для туристов устанавливают юрту, готовят национальные кушанья и напитки. Одним словом, крестьянское хозяйство, развивающее животноводство, всерьёз планирует стать местом для посещения любознательными туристами.