1. составьте предложения так, чтобы данные слова употреблялись то как прилагательные, то как существительные. сравните их морфологические признаки. больной, дежурный, военный. 2. к данным существительным подберите прилагательные, которые указывали бы на различные признаки предмета (по цвету, вкусу, материалу, форме, принадлежности кому-либо). запишите полученные словосочетания, определив разряд прилагательного. лента, мяч, помидор, авторучка. 3. вставьте пропущенные буквы и объясните написание н или нн в прилагательных. горта..ый — кожа..ый; маши..ый — мыш..ый; цели..ый — соколи..ый; тума..ый — ржа..ой; серебря..ый — оловя..ый; зако..ый — станцио..ый; сме..ый — искусстве..ый. 4. с данными прилагательными составьте словосочетания так, чтобы в одном случае прилагательные были качественными, в другом — относительными. железный, сказочный, воздушный, лимонный. 5. исправьте ошибки в употреблении форм прилагательных. белые соцветия каштанов подобные свечам на праздничной елке. в споре она всегда была правее меня. в сумерки лес кажется более таинственнее. наш город красивый в любое время года. в этой четверти у меня более лучшие успехи. в детстве мальчик был полон. огурцы на соседнем лотке были дешевше. письмо содержало самые наилучшие пожелания. 6. можно ли образовать краткие формы от данных прилагательных? почему? докажите. белый свет, красный уголок, круглый сирота, прямой угол, скорая . 7. найдите и исправьте ошибки в написании прилагательных. теплый ветер нес над просторами серо зеленых равнин песни жаворонков. не искренние слова, как спутанные волосы, распутать их — непосильное дело. трудно проходимые горные цепи отделяли пастбище от села. опасен несильный, а мстительный. новый жилой массив вырос на югозападной окраине города. людские сердца так же неодинаковы, как и лица. какие вы знаете памятники среднивековой архитектуры? 8. выполните синтаксический разбор предложений и разбор по составу выделенных слов. добрая слава дороже золота. черное море омывает берега разных стран. свежи и прохладны дни, диковата и не щедра красота необозримых полей. 9. распространите текст прилагательными и запишите его. весна. куда ни ступишь, куда ни посмотришь — повсюду вода. над снегом в овражке порхает бабочка, будто листочек. ручейки и речонки объединяются в потоки. птицы уже приглядывают места для гнезд. на проталинке под кустом копошится комочек — это зайчонок. в конце апреля осинник и орешник сплошь увешаны сережками. весна везде завоевывает свои права.
Больной пришёл поздно. - существительное
Дежурный класс отчитался за происшествие
Дежурный не явился на пост.
Мужчина военный был рад повидать семью.
Военный был ранен.
2. Длинная лента, разноцветный мяч, круглый мяч, большой мяч, красный помидор, спелый помидор, маленький помидор, старая авторучка, пишущая авторучка.
3. Гортанный - кожаный, корень гортаНь, корень кожа.
Машинный - мышиный, так же корень машиНа,мышь. Дальше по той же схеме - если в корне есть Н, значит в прилагательном будет две Н, если в корне нет, то одна.