1. спишите предложения. поставьте глаголы, стоящие в скобках, в форме настоящего времени. определите их спряжение, лицо. подчеркните окончания. 1. мы (смотреть и любоваться) этой замечательной картиной. 2. чуть-чуть (дышать) теплый ветерок и слегка (колыхать) листья на деревьях. 3. мы (бороться и добиваться) счастливой жизни для всех. 4. часто ли ты (писать) письма брату? 5. к зиме этот дом (построить). 6. он (смотреть и не видеть), что делается кругом. 7. ветер (гнать) стаи туч на север. 2. образуйте от ниже глаголов форму несовершенного вида 1-го лица единственного числа. образец: усвоить — усваиваю. застроить, засеять, затеять, надеть, вышить, обстрелять, одолеть, воспеть, согреть, застрять, затмить, подытожить, . раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами. 1. я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий. 2. если я не экзамен, то (очутиться) в неприятном положении. 3. без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство. 4. я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить). 4. раскройте скобки, выбрав одну из форм. выбор мотивируйте. 1. развитие науки (обусловливает — обуславливает) технический прогресс. 2. обычно мы старались (приурочить — приурачивать) свой отпуск к началу лета. 3. при подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать — сосредотачивать) внимание на главном. 4. за применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался — удостаивался) высоких наград. тест по теме "употребление глаголов" 1. от каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени? а) бежать б) победить в) бриться г) мурлыкать 2. какая из форм глагола является только разговорной? а) обезболивать б) узаконивать в) обусловливать г) уполномачивать 3. в каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно? а) положь б) ляг в) езжай г) вылазь 4. укажите глаголы со значением «говорение, речь». а) утвердиться (во мнении). б) проговорил (шёпотом). в) декламировал (стихотворение). 5. укажите глаголы со значением «умственная деятельность». а) воображать. б) сопоставлять. в) пробовать. 6. укажите глаголы со значением «перемещение в пространстве». а) торопиться. б)плыть. в)спускаться. 7. в чём отличие глаголов несовершенного и совершенного вида в сравниваемых парах? 1. решать — решить, писать — написать, класть — положить. 2. решать — прорешать, писать — переписать, класть — сложить. а) отличаются только грамматическим значением вида. б) отличаются грамматическим значением и лексическим значением (его оттенками). 8. как могут быть образованы глаголы совершенного вида от глаголов несовершенного вида? 1. перемолоть — перемалывать.2. разрешить — разрешать.3. обедать — пообедать. а) присоединением приставки. б) присоединением другого суффикса (заменой суффикса). в) с чередований в корне и суффикса. 9. как образован глагол совершенного вида в парезасыпать — засыпать! а) присоединением приставки. б) заменой слова другим с иной основой. в)изменением ударения. 10. найдите глаголы, образованные заменой слов с иной основой при образовании пары по виду (совершенный/несовершенный). а) бросить — бросать, дать — давать, злиться — обозлиться. б) говорить — сказать, брать — взять, ловить — поймать.
1. смотрим и любуемся; дышит; колышет; боримся и добиваемся; пишешь; строится; смотрит и не видит; гоняет.
2.строю,сею,затеваю,надеваю,вышиваю,обстреливаю,одолеваю,воспеваю,согреваю,застреваю,затмиваю,подытожу.
3. смогу убедить; смогу очутиться; буду ощущать; смогу победить.
4.обусловливает; приурочить; сосредотачивать; удостоивался
1.б
2.а
3.в
4. б
5. а
6. в
7. б
8.в
9. в
10. а
1. мы (смотреть и любоваться) этой замечательной картиной.
Мы смотрим и любуемся этой замечательной картиной.
Глаголы "смотреть" и "любоваться" относятся к I спряжению, 1 лицу, окончания "им" и "имся" соответственно.
2. чуть-чуть (дышать) теплый ветерок и слегка (колыхать) листья на деревьях.
Чуть-чуть дышит теплый ветерок и слегка колышутся листья на деревьях.
Глаголы "дышать" и "колыхать" относятся к I спряжению, 3 лицу, окончания "ит" и "ятся" соответственно.
3. мы (бороться и добиваться) счастливой жизни для всех.
Мы боремся и добиваемся счастливой жизни для всех.
Глаголы "бороться" и "добиваться" относятся к II спряжению, 1 лицу, окончания "им" и "имся" соответственно.
4. часто ли ты (писать) письма брату?
Часто ли ты пишешь письма брату?
Глагол "писать" относится к I спряжению, 2 лицу, окончание "ишь".
5. к зиме этот дом (построить).
К зиме этот дом будет построен.
Глагол "построить" относится к I спряжению, 3 лицу, окончание "ет".
6. он (смотреть и не видеть), что делается кругом.
Он смотрит и не видит, что делается кругом.
Глаголы "смотреть" и "видеть" относятся к I спряжению, 3 лицу, окончания "ит" и "ит" соответственно.
7. ветер (гнать) стаи туч на север.
Ветер гонит стаи туч на север.
Глагол "гнать" относится к II спряжению, 3 лицу, окончание "ит".
2. образуйте от ниже глаголов форму несовершенного вида 1-го лица единственного числа.
образец: усвоить — усваиваю.
застроить — застраиваю
засеять — засеваю
затеять — затеваю
надеть — надеваю
вышить — вышиваю
обстрелять — обстреливаю
одолеть — одолеваю
воспеть — воспеваю
согреть — согреваю
застрять — застреваю
затмить — затмеваю
подытожить — подытоживаю
раскройте скобки, заменив предложенные в них глаголы подходящими по смыслу описательными оборотами.
1. я (убедить) вас в необходимости дополнительных занятий.
Я хотел бы убедить вас в необходимости дополнительных занятий.
2. если я не экзамен, то (очутиться) в неприятном положении.
Если я не сдам экзамен, то окажусь в неприятном положении.
3. без специального компьютерного стола я скорее всего (ощутить) неудобство.
Без специального компьютерного стола я скорее всего испытаю неудобство.
4. я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я (победить).
Я уверен, что в соревнованиях по плаванию брассом я выиграю.
4. раскройте скобки, выбрав одну из форм. выбор мотивируйте.
1. развитие науки (обусловливает — обуславливает) технический прогресс.
Развитие науки обусловливает технический прогресс.
Форма "обусловливает" является правильной, так как глагол "обусловливать" относится к II спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "т".
2. обычно мы старались (приурочить — приурачивать) свой отпуск к началу лета.
Обычно мы старались приурочить свой отпуск к началу лета.
Форма "приурочить" является правильной, так как глагол "приурочивать" относится к I спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "ть".
3. при подготовке к занятиям необходимо (сосредоточивать — сосредотачивать) внимание на главном.
При подготовке к занятиям необходимо сосредоточить внимание на главном.
Форма "сосредоточить" является правильной, так как глагол "сосредотачивать" относится к I спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "ть".
4. за применение новых методов работы коллектив предприятия не раз (удостоивался — удостаивался) высоких наград.
За применение новых методов работы коллектив предприятия не раз удостоивался высоких наград.
Форма "удостаивался" является правильной, так как глагол "удостаиваться" относится к II спряжению и настоящее время образуется путем добавления окончания "ся".
тест по теме "употребление глаголов"
1. от каких глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего или будущего времени?
а) бежать
Глагол "бежать" относится к III спряжению и не имеет формы 1-го лица настоящего или будущего времени.
2. какая из форм глагола является только разговорной?
г) уполномачивать
Форма "уполномачивать" является только разговорной, остальные формы считаются книжными.
3. в каком случае форма повелительного наклонения глагола образована правильно?
в) езжай
Форма "езжай" является правильной формой повелительного наклонения глагола "ехать".
4. укажите глаголы со значением «говорение, речь».
а) утвердиться (во мнении)
Глагол "утвердиться" не имеет значения «говорение, речь».
б) проговорил (шёпотом)
Глагол "проговорил" имеет значение «говорение, речь».
в) декламировал (стихотворение)
Глагол "декламировал" имеет значение «говорение, речь».
5. укажите глаголы со значением «умственная деятельность».
а) воображать
Глагол "воображать" имеет значение «умственная деятельность».
б) сопоставлять
Глагол "сопоставлять" имеет значение «умственная деятельность».
в) пробовать
Глагол "пробовать" не имеет значения «умственная деятель