1. Спишите сложные предложения, расставьте знаки препинания. 2.Составьте схемы предложений (подчеркните главные члены, дайте характеристику предложению, укажите средство связи частей сложного предложения, какой вопрос ставится к подчинительной части предложения). 3.Обособленные члены предложения подчеркните условными линиями. 1. Вновь я посетил тот уголок земли где я провел изгна(н)нником два года незаметных.
2. Там где близ поверхности есть хотя бы небольшое количество меди обязательно найдется и малахит.
3. Я убежден что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома в своей семье в отношениях со своими родными.
4. Охотник вздрогнув быстро оглянулся потому что в кустах он услышал какой (то) шум.
5. (В)первые я услышал как шелестит лист падающий поздней осенью с дерева.
6. Из лесу доносится крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук похожий на чей (то) голос.
7. Когда на (темно-)красных ветках появляются белые комочки сережек верба особенно красива.
8. Ученый должен был узнать много ли сохранилось предметов найденных в кургане.
9. Федька видел как с неудержимой силой на них из темноты летел высокий нос парохода не замечая их направляясь в самую середину судна.
10. Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном и пахло гнилью.
- Сложное предложение. Главные члены: я посетил уголок земли. Подчинительное предложение: где я провел изгнанным два года незаметных.
- Вопрос к подчинительной части: где я провел два года?
2. Там, где близ поверхности есть хотя бы небольшое количество меди, обязательно найдется и малахит.
- Сложное предложение. Главные члены: найдется малахит. Подчинительное предложение: где близ поверхности есть хотя бы небольшое количество меди.
- Вопрос к подчинительной части: где есть хотя бы небольшое количество меди?
3. Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
- Сложное предложение. Главные члены: я убежден. Подчинительное предложение: что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными.
- Вопрос к подчинительной части: где проявляется настоящая воспитанность?
4. Охотник, вздрогнув, быстро оглянулся, потому что в кустах он услышал какой-то шум.
- Сложное предложение. Главные члены: охотник оглянулся. Подчинительное предложение: потому что в кустах он услышал шум.
- Вопрос к подчинительной части: что он услышал в кустах?
5. (В)первые, я услышал, как шелестит лист, падающий поздней осенью с дерева.
- Сложное предложение. Главные члены: я услышал. Подчинительное предложение: как шелестит лист, падающий поздней осенью с дерева.
- Вопрос к подчинительной части: как шелестит лист?
6. Из лесу доносится крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похожий на чей-то голос.
- Сложное предложение. Главные члены: крик раздается. Подчинительное предложение: который похож на чей-то голос.
- Вопрос к подчинительной части: на чей голос похож неопределенный звук?
7. Когда на (темно-)красных ветках появляются белые комочки сережек, верба особенно красива.
- Сложное предложение. Главные члены: верба особенно красива. Подчинительное предложение: на ветках появляются белые комочки сережек.
- Вопрос к подчинительной части: что появляется на ветках?
8. Ученый должен был узнать, много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.
- Сложное предложение. Главные члены: ученый должен был узнать. Подчинительное предложение: много ли сохранилось предметов, найденных в кургане.
- Вопрос к подчинительной части: сколько предметов сохранилось?
9. Федька видел, как с неудержимой силой на них из темноты летел высокий нос парохода, не замечая их, направляясь в самую середину судна.
- Сложное предложение. Главные члены: Федька видел. Подчинительное предложение: как высокий нос парохода летел на них, не замечая их, направляясь в самую середину судна.
- Вопрос к подчинительной части: куда направлялся высокий нос парохода?
10. Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном, и пахло гнилью.
- Сложное предложение. Главные члены: вода сочилась, было душно, пахло гнилью. Подчинительные члены: сквозь серый камень.
- Вопросы к подчинительным частям: что сочится сквозь серый камень?