№ 1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Заполните таблицу.
Вот и пр…шла долгожданная весна. Не с весны ли нач...нае…ся все в пр…роде и людях? Разве можно ее не любить? Как пр…ятно подышать свеж… воздух…, послушать музыку капели!
Пр…грело солнышко, и нач…ли плакать сосульки. А вон на пр…пёке, у самой стены дома, показались зеленые р…стки травы.
Вряд ли кого может оставить равнодушным весенняя листва!
Стиль текста Какие частицы используются? Роль частиц в тексте
№2. Прочитайте текст и заполните таблицу.
- Вчера я прочитал в словаре, что7 апреля – вороний день.
- Разве ты раньше не слышал, что это почитание священной птицы на Ямале? Даже был принят Закон об объявлении 7 апреля весенним праздником коренных народов Севера – Ворнахатл.
- Неужели? Ворона – священная птица?
- Именно она, потому что пробуждает природу после долгой зимней спячки, обещает семьям здоровых детей, а стадам – хороший приплод оленят.
- Едва ли можно поверить, вот лебедь…
- Вряд ли кто из одноклассников знает, что этот праздник ненцы еще называют праздником любви и встреч.
- Вот и расскажем сегодня!
Стиль текста Какие частицы используются? Роль частиц в тексте
№3. Прочитайте текст и заполните таблицу.
(1) Открытие нового! (2) Вот к чему стремится любой исследователь. (3) И так уж повелось, что все неожиданное и невероятное, внезапное и непосредственное, нечто ни чувственное, ни логическое называется интуицией. (4) Роль интуиции очевидна. (5) Без ее участия невозможно ни одно хоть сколько-нибудь крупное открытие. (6) Вообще решение любой задачи непременно содержит в себе интуитивный элемент. (7) Условием «включения» интуитивного восприятия является «отключение» логики («не думать»).
(8) Интуиция определяет отношение человека к самому себе и окружающему миру, является принятия им жизненно важных решений. (9) Это к неограниченной богатой фантазии. (10) Интуиции бывает достаточно для нахождения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. (11) Для этого необходимо доказательство, то есть знание, обладающее проверенной информацией.
Стиль текста Какие частицы используются? Роль частиц в тексте
2. Спишите. Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Какие частицы используются в тексте? Определите их разряд. Для чего они служат в данном тексте?
Как (н_)пр_красен тюльпан своей окраской как (н_)оригинальна его форма но почему(то) (н_)греческая (н_)римская мифология (н_)создали о нем (н_)какого ск_зания. И это тем более стра_но что тюльпаны в диком состо_ни_ в обили_ р_стут в Греци_ где их (н_)могли (н_)заметить как сами жители так и все те которые были тв_рцами мифологии.
Первые сведения об этом пр_лес_ном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный в виде ф_наря или кубка цветок (н_)мог пройти (не)замеч_ным и носил название “турецкая чалма”. Он воспет многими персидскими поэтами которые утверждали что с девстве_ной красотой этого р_стения (н_)могутсравнит_ся (н_)нежные движения кипариса (н_)даже сама роза.
Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный волшебный праз_ник тюльпанов.
(По Н.Ф. Золотницкому)
3. На основании выполненных заданий сделайте вывод о роли частиц в речи.
Свои мысли оформите в сочинении-миниатюре «Роль частиц в русском языке».
Ракета (подлежащее) оглушительно (обстоятельство) взревела (сказуемое) и плавно (обстоятельство) пошла (сказуемое) вверх (обстоятельство). Смотрим (подлежащее) вниз (обстоятельство). На полу (обстоятельство) голубое (определение) небо (подлежащее) оказалось (сказуемое) под нами (обстоятельство). Голубое (определение) небо (подлежащее) - это воздух (сказуемое). В прозрачном (определение) воздухе (обстоятельство) имеются (сказуемое) пылинки (подлежащее). Днём (обстоятельство) под лучами (дополнение) солнца (дополнение) они (подлежащее) светятся (сказуемое).