1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Изл..гать, изл..жить, предпол..гать, прик..саться, прик..снешься, соприк..саться, нал..гать, разл..жение, обм..кнуть, вым..кнуть, выск..чить, непром..каемый плащ, попл..вок, з..ренька, отп..рать замок, разж..гать костер, пож..мать руки, зан..мать позицию, выч..сть одно число из другого, водор..сли, прик..саешься, подр..внять (клумбы), отр..сль.
2. Спишите слова, поставьте в них ударения:
Звонишь обеспечение, облегчить, обострить, осведомиться, отчасти, пепелище, премировать, принудить, приобретение, ржаветь, соболезнование, средства, статуя, столяр, таможня, усугубить, характерный (танец, поступок), характерный (человек), хлопок, ходатайствовать, хозяева, цыган, черпать.
3. Запишите слова в фонетической транскрипции.
Бульон, расческа, антенна, занимается, чудесного, обжечься.
4. Произведите фонетический разбор слова.
Объясниться, девчонка, вновь.
5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.
1) Все, что человек пр..дставить в воображении, другие с..меют пр..творить в жизнь. (Ж Берн.) 2) Пр..чину и пластырь можно пр..клеить где угодно. (японская пословица.) 3) Ум берет один бар..ер за другим, глупость вообще не знает пр..град. (В. Лебедев.) 4) Сущ..ствовать - значит быть в..спр..нимаемым. (Дж. Беркли.) 5) Мир устроен так, что люди славят мертвых св..тых и пр..следуют живых. (Хови.) 6) Очень многие заблуждения обусловлены п..требностью пр..украсить: не для того, чтобы понять, а чтобы потр..сти воображение. (Сент Экзепюри.) 7) Зрелость - не столько возраст, сколько пр..одоление трудных дорог. (В. Борисов.)
6. Восстановите текст в соответствии с орфографическими и пунктуационными нормами.
[кагда чилав'эка бран'ат / эта абычнъ азнач'аj'ит што он абладаj'ит j'аснъ выражэнным характ'ирам//].
[ч'илав'эк б'эс пр'инцыпаф иб'ис вол'и пахош на карабл'/ у каторавъ н'эт рул'а и компсъ: он м'ин'аj'ит сваj'о направл'эн'иj'э с каждъй п'ир'и м'энъй в'этра/
Основной едой на Масленицу были блины (помимо молочных продуктов и рыбы) . Первый блин обычно предназначался умершим: его клали на божницу или слуховое окошко — «для родительских душ» , а иногда отдавали нищим, также на «помин души» . К празднику Масленицы строились огромные катальные горы (в Москве даже под стенами Кремля) и выходили туда с блинами «встречать Масленицу» , веселиться и кататься с гор
в) Вставьте пропущенные буквы.
Пригрело солнце, растопило (расто́пит) снег. Хлопотунья (хло́поты) белка вылезла из гнезда (гнёзда). Выбрались из своих убежищ (суффикс -ИЩ) бобр и колючий ёжик (суффикс -ИК → ёжика).
а) Выпишите имена существительные в два столбика:
одушевлённые (кто?): хлопотунья, белка, бобр, ёжик.
неодушевлённые (что?): солнце, снег, гнезда, убежищ.
б) Сделайте звуко- буквенный анализ слова
ЁЖИК: 2 слога (ё-жик), ударение на 1-ом слоге; 4 буквы, 5 звуков.
ё [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;
[о] - гласный, ударный;
ж [ж] - согласный, непарн. твёрдый, парн. звонкий;
и [ы] - гласный, безударный;
к [к] - согласный, твёрдый, глухой, парный.