1.Спишите, вставляя пропущенные буквы. Орфограмму обозначить. З_рька, к_снуться, уг_рный газ, прик_сание, док_сается, на з_ре, заг_рать, перег_реть, г_рящий, оз_рить.
2.Выпишите из предложенных словосочетаний только те, где в словах пишется буква О. Орфограммы обозначить.
Обг_ревшая свечка, внезапное оз_рение, антиприг_рное покрытие, мамино прик_основение, увидеть з_рянку, ранние з_ри, ог_рок свечи, док_снуться до руки, приг_ревший ужин, г_реть на плите, з_рево от пожара, начерчить к_сательную, к_снется многих, к_сательно данного вопроса.
3. Укажите предложение, в котором встречается диалектизм
1) По базам мычали, не наевшись молодой зелёнки, коровы.
2) Настал день, назначенный для судного поединка.
3) Биосфера – это область распространения жизни на Земле.
4) На болотах много клюквы.
4. В каких случаях в сложных словах пишется соединительная гласная е?
А) только после основ на мягкий согласный и Ц,
Б) после основ на мягкий согласный и гласные,
В) после основ на мягкий согласный,
Г) только после основ на мягкий согласный, шипящий и Ц,
Д) после основ на шипящий и Ц.
5.Определите, с каких морфем образовалось слово преотличный:
А) суффикс,
Б) два суффикса,
В) приставка и суффикс,
Г) приставка,
Д) соединительной гласной Е.
6.Морфема – это…:
А) наименьшая значимая часть слова;
Б) звук;
В) Буква;
Г) слово;
Д) словосочетание
7.Корень – это…:
А) состав слова
Б) центральный элемент структуры слова
В) основа слова
Г) логическое ударение
Д) система морфем
8.Какие слова называются однокоренными?
А) Слова с одним лексическим значением
Б) слова с переносным значением
В) слова с прямым значением
Г) слова с одинаковым корнем
Д) слова с несколькими лексическими значениями
9.Определите словообразования: лесоруб, снегопад, водоустойчивый:
А) суффиксальный
Б) приставочный
В) приставочно-суффиксальный
Г) переход одной части речи в другую
Д) сложение основ
10.Укажите, какой частью речи является подчёркнутое слово в предложении: Мы вошли в столовую.
А) прилагательное
Б) причастие
В) существительное
Г) наречие
Д) местоимение
11.Аббревиатурами называются:
А) сложносокращённые слова
Б) иноязычные слова
В) устаревшие слова
Г) новые слова
Д) заимствованные слова
12.Вставьте буквы и выделите морфему:
К…саться, к…снись, зап…рались, пол…гать, изл…жение, выр…с, водор…сли, р…сту, прил…гать, р…сток, сл…гаемое, прик…саться, выр…щенный, сл…жить, бл...стели, соб...рать, зам...реть, л…жилась.
13.Вставьте буквы и выполните задание:
1.Подчеркните слова с безударными гласными в корне:
К…са, п…ля, р…сток, заг…р.
2. Подчеркните слова с приставкой пре - :
Пр…бежал, пр…интересный, пр…ехал, пр…школьный.
3. Подчеркните слова с чередующейся гласной – о - :
Ог…род, заг…р, гор…д, ул…жить.
4. Подчеркните слова с корнями – кос – кас:
К…шевар, прик…сновение, в…спитание, бр…шюра.
5.Подчеркните слова с чередующейся гласной е:
Заб…рать, у…хать, приб…жать, зат…реть.
6. Подчеркните слова с приставками на с– и з-:
Побег, слышать, бе…звучный, вы…вать. Как можно скорее.
расставить запятые и подчеркнуть наречия как члены предложения, вставьте буквы.
Наречия выделены жирным шрифтом
1. Солнце жгло по-вчерашнему (обстоятельство _._._ ), воздух был неподвижен и уныл.
2. На берегу стояло несколько верб, но тень от них падала не на землю, а на воду, где пропАдалА даром (обстоятельство _._._ ), в тени же, под возами, было душно (предикативное наречие (слово категории состояния) – часть сказуемого) и скучно (предикативное наречие (слово категории состояния) – часть сказуемого) .
3. Вода, голубая от того , что в ней отрАжалось небо, страсТно (обстоятельство _._._ ) манила к себе.
4. Описав в воздухЕ дУгу, Егорушка упал в воду, глубоко (обстоятельство _._._ ) погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и прИятная на ощупь (обстоятельство _._._ ) , подхвАтила его и понесла обратно (обстоятельство _._._ ) наверх (обстоятельство _._._ ).
5. Опять (обстоятельство _._._ ) та же сила, не давая Егорушке кОснуться дна и побыть в прохладЕ, понесла его наверх (обстоятельство _._._ ), он вынырнул и вздохнул так (обстоятельство _._._ ) глубоко (обстоятельство _._._), что стало просторно (предикативное наречие (слово категории состояния) – часть сказуемого) и свежо (предикативное наречие (слово категории состояния) – часть сказуемого) не только в груди, но даже в животе.
Ситуация 4.
Вы:
- Добрый день, Анна Антоновна, это (представьтесь).
Она:
- Здравствуй,
Вы:
- Я хотел бы узнать всё о предстоящей экскурсии.
Она:
- Что тебя интересует?
Вы:
- Меня интересует, в какое время мы отправляемся?
Она:
- В семь утра.
Вы:
- А когда мы вернемся обратно?
Она:
- Примерно в три часа дня.
Вы:
- Мы поедем на автобусе?
Она:
- Да.
Вы:
- Я хотел бы уточнить ещё, что нужно взять с собой?
Она:
- Возьмите бутерброды, бутылку воды и немного денег.
Вы:
Извините за беспокойство. До свидания, Анна Антоновна.
Она:
- До встречи.