1. Спишите, вставьте пропущенные союзы, определите группу по значению, разряд.
1. Гнездо скворец устраивает очень глубоко ... туда не пролезла лапой кошка. /А. Куприн/
2. Всякое дело надо делать хорошо, ... взялся за него. /М. Горький/
3. Митраша запер компас, ... стрелка в пути зря не дрожала /М. Пришвин/
4. ... вывелись утята, мы первое время держали их в кухне /М. Пришвин/
5. Добрая пословица не в бровь, ... в глаз. /Пословица/
2. Продолжите предложение дважды, так, чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное. Не забудьте расставить запятые!
Взошло солнце и ... .
3. Где выделенное слово – СОЮЗ? Запишите предложения с союзами ТАКЖЕ и ТОЖЕ.
1. Дождь прекратился так/же/ внезапно, как начался. /А. Линдгрен/
2. Взглянув на его добродушное курносое лицо, Расмус то/же/ рассмеялся. /А. Линдгрен/.
3. И в следующую ночь подводчики делали привал, а так/же/ варили кашу. /А. Чехов/
4. Все то/же/ по мосту колеса держали свой тяжелый лад. /А. Твардовский/
4. Найдите и запишите предложения, в которых употреблены союзы ЧТОБЫ, ЗАТО.
1. На палубе было холодно и сыро, за/то/ можно было любоваться алмазным блеском Венеры. /К. Паустовский за/то/, что ты мне. /В. Арсеньев/
3. Стрелок поискал глазами, во что/бы/ прицелиться. / В. Катаев/
4. На то и щука в море, что/бы/ карась не дремал. /Пословица/
5. Закончите предложение так, чтобы получились предложения, выражающие:
1.Временные отношения. 2.Причинные отношения. 3.Целевые отношения.
Нужно обливаться холодной водой ... /когда? почему/ с какой целью?/
Моя Родина-(название). Я считаю, (название страны) прекрасной страной.Тут проживают много разных национальностей.Наша природа очень красивая.Все города которые находятся в этой стране великолепны. Мое любимое место это-(любимое место). Здесь есть озера, леса.Развитие страны никогда не стоит на месте. С каждым годом Республика (название страны) развивается все больше и больше.Я верю,что (название страны) справиться со всеми проблемами, какие токо ни встреться на пути. Я очень рад, что (название страны) я родился в этой стране!
Самостоятельная работа по теме “Виды связи в словосочетании”.
1.Укажите словосочетание а)давай петь б)будет работать в)пусть отдыхает г)чрезвычайно серьезный д)самый дорогой
2. Как называется подчинительная связь, при которой зависимое слово принимает все грамматические формы главного слова?
3. Примыкают , сочетаясь с другими словами а) числительные б)прилагательные в ) междометия
Г)существительные д) деепричастия
4. Укажите связи в словосочетании
прочитанная книга прочитанная братом
прочитанная наспех прочитанная вечеров
прочитанная быстро высокий рост
умный ученик собирать малину
стелить мягко слушать друга
шум дождя путь наверх
наш подвиг ее достижения
шорох листьев
серьезное беспокойство
очень важный годы странствий
5. Укажите ошибку и исправьте ее
Серебряная паутина (согласование)___ пять книг (управление) ___
Стакан воды (примыкание)___ то поле (согласование) ___
Шел не оглядываясь ( примыкание)___ их окно (управление)___
Ее судьба (управление)___
Явиться вовремя (управление) его машина (управление) ___
Мой враг (управление) успокоил его (управление)
6.Сколько словосочетаний со связью согласование в предложении? Выпишите их
Но странник усталый из чужой земли пылающей грудью ко влаге студёной ещё не склонялся над кущей земной.
7.Сколько словосочетаний со связью примыкание в предложении? Выпишите их
Тихо опускается над лесной опушкой по- летнему теплый вечер.
8. Сколько словосочетаний со связью управление в предложении. ?Выпишите их
В дали голубой столбом уж крутился песок золотой.