(1)Старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. — (2)Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и присел на край.
(3)Старик подвинулся и, взглянув на красное сердитое лицо мальчика, сказал:
— (4)С тобой что-то случилось?
— (5)Ну и ладно! (6)А вам-то что? — покосился на него Павлик.
— (7)Мне ничего. (8)А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то…
— (9)Ещё бы! — сердито буркнул мальчик. — (10)Я скоро совсем убегу из дома. (11)Из-за одной Ленки убегу. — (12)Павлик сжал кулаки. — (13)Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! (14)Ни одной краски не даёт! (15)А у самой сколько!
— (16)Не даёт? (17)Ну, из-за этого убегать не стоит.
— (18)Не только из-за этого. (19)Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала.
(20)Павлик засопел от обиды.
— (21)Пустяки! — сказал старик. — (22)Один поругает, другой .
— (23)Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — (24)Брат на лодке едет кататься, а сам меня брать не хочет. (25)Я ему говорю: (26)«Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, в лодку залезу!»
(27)Павлик стукнул кулаком по скамейке и вдруг замолчал.
— (28)А почему вы всё спрашиваете?
(29)Старик разгладил длинную бороду.
— (30)Я хочу тебе . (31)Есть такое волшебное слово… (32)Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза… (33)Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь …
— (34)А какое слово?
(35)Старик наклонился к самому уху мальчика и что-то.
— (36)Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. — (37)Он вскочил и побежал домой.
(38)Лена сидела за столом и рисовала, но, увидев, что к ней приближается брат, она сейчас же сгребла краски в кучу и накрыла рукой. (39)«Разве такая поймёт волшебное слово!» — с досадой подумал мальчик, но всё же подошёл к сестре, потянул её за рукав и, глядя ей в глаза, тихим голосом сказал:
— (40)Лена, дай мне одну краску …
(41)Лена широко раскрыла глаза, пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
— (42)Какую тебе?
— (43)Мне синюю, — робко сказал Павлик.
(44)Он взял краску, подержал её в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. (45)Ему не нужна была краска. (46)Он думал теперь только о волшебном слове.
(47)«Пойду к бабушке. (48)Она как раз готовит обед. (49)Прогонит или нет?» (50)Павлик отворил дверь в кухню. (51)Старушка снимала с противня горячие пирожки.
(52)Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе её лицо, заглянул в глаза и :
— (53)Дай мне кусочек пирожка .
(54)Бабушка выпрямилась. (55)Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
— (56) Горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
(57)Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
(58)«Волшебник! Волшебник!» — повторял он про себя, вспоминая старика. (59)За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. (60)Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихонько попросил:
— (61)Возьми меня .
(62)За столом все замолчали, а брат поднял брови и усмехнулся.
— (63)Возьми его, — вдруг сказала сестра. — (64)Что тебе стоит!
— (65)Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — (66)Конечно, возьми.
, — повторил Павлик.
(68)Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы:
— (69)Эх ты, путешественник! (70)Ну ладно, собирайся!
! (72)Опять !» (73)Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. (74)Ни на скамейке, ни во всём пустынном сквере старика не было. (75)И только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.
(По В. Осеевой)*
*Осеева-Хмелёва Валентина Александровна (1902 – 1969) — детская писательница. Шестнадцать лет проработала с безнадзорными и трудными детьми, для которых и начала писать сказки, стихи и рассказы. Самыми известными её произведениями стали повести «Динка», «Динка прощается с детством».
1. Из предложений 3-12 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости – звонкости последующего согласного звука.
2. Из предложений 69–75 выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В полных страдательных причастиях времени пишется НН».
3. Выпишите грамматическую основу предложения 45.
4. Укажите количество грамматических основ в предложении 38. ответ запишите цифрой
5. Среди предложений 58–62 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В глубь веков уходят корни традиции готовить молодое поколение к защите Отечества. В семьях мальчикам с детства прививалась любовь к своей Родине, к оружию и ратному труду. Из поколения в поколение передавался боевой опыт предков, поэтому русские люди всегда отличались смелостью, отвагой и боевым умением дать отпор врагу. Среди православных святых было много воинов, прославивших наше Отечество. Это Святой Георгий Победоносец, Святой благоверный Дмитрий Донской, Святой Александр Невский.
Много бед претерпела русская земля. Древнюю Русь топтали «поганые полки половецкие» - и вставало войско Игорево за землю русскую, за веру христианскую.
Живут, например, в океанской толще серые киты. Киты – животные, но живут в толще воды. Им нужно периодически выныривать на поверхность, чтобы пополнить запас воздуха. Делать это нужно часто, раз в три-пять минут, чтобы потом оставаться под водой до пятнадцати минут. Греет кита запас ценного жира, который он нагуливает, питаясь ракообразными. Тело кита-громадины покрыто белыми пятнышками. Это следы жизнедеятельности накожных паразитов – усоногих рачков.
Летом киты уплывают на далекий север- кормиться. Они смешно играют в воде: переворачиваются на спину, пускают большие фонтаны, картинно ныряют. Киты дружные. Они защищают друг друга, пытаются охранять самок с детенышами. Одни самки даже другими при родах. И это удивительно. Киты-горбачи и охотятся-то на рачков вместе. Выпуская пузырьки воздуха, они окружают рачков ими, что сетью.
На самом дне морском ползают маленькие «пылесосы» - морские огурцы. Научное их название голотурии. Они поедают всевозможные остатки и объедки. Таким образом морские огурцы «чистят» морское дно. Остается чистый песок. Еще морской огурец удивителен тем, что он восстанавливать свои органы, если они утрачены. Например, если кто-то их съел. Встречаются морские огурцы очень ярких цветов, есть и такие, которые при дышать всей поверхностью кожи. Вообще, «гидравлика» морского огурца удивительна – он передвигается благодаря потрясающей системе нагнетания воды.
Есть у живучего морского огурца в запасе несколько чудных отделаться от хищников. Например, выпустить длинные клейкие нити, которые отпугивают хищника. Либо хищник в них запутывается, а они к тому же и твердеют, доставляя ему неприятности. А есть еще потрясающий когда огурец вываливает все свои внутренности наружу. Через несколько недель органы образуются снова. Вот такие чудеса происходят на дне морском.