1. ТЕКСТ ал
1. Прочитайте выразительно текст. Определите стиль и тип текста.
Утро только наступа...т. Золотистый туман стел...тcя по долине. Bет утренней
прохладой. Первые лучи солнца пробивают( 2 )ся сквозь густые верхушки деревьев.
Бредёш(?) по заречному лугу и вид...шь много цветов в высокой зелёной тра-
ве. От лёгкого ветерка качаются их нарядные головки в жёлтых колпачках и белых
веночках, прячут(?)ся в густой траве. На резных листочках серебром отсвечвают
капельки росы. Сорвеш(?) цветочную чашечку, осторожно поднесеш(?) ко рту и
Выпьеш(?) росинку, и она вкуснее всякого напитка покажет(?)ся. Днём ветер далеко
по окрестностям разве...т медовые запахи луговых цветов и сочных трав.
Тропка привод...т нас в самую глубь лесной чащи. Белоснежный ландыш здесь
знает каждый. Он скромно таит( 2 )ся от посторонних глаз всюду: в гуще деревьев, на
опушках, по оврагам. В народе эти цветы называют ожерельем Белоснежки. Спа-
саясь от злой мачехи, девочка рассыпала? ожерелье, и оно превратилось в душистые
Колокольчики. В погожее утро крошечные колокольчики «Вызванивают» прекрас-
ную мелодию, её подхват...вают лесные обитатели: птицы, насекомые.
Небо над головой синее и радостное. Глядиш(?) и не можеш(?) глаз оторвать."
Дышит( 2 )ся” легко. Воздух душистый и свежий.
а выбор
16
1.1. Если однородные члены связаны только интонацией. (В лесу распустились медуницы, пролески)
1.2 Перед противительными союзами. (На улице идёт не снег, а дождь)
1.3 Перед повторяющимися союзами. (И брат, и сестра приехали ко мне в гости)
1.4 Перед второй частью двойных союзов. (Они успели сходить не только в зоопарк, но и в театр)
Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом:
1.5 Перед однородными членами. (Всюду царствовала тишина: в лесу, в поле, на лугу)
1.6 После однородных членов. (В лесу, в поле, на лугу-всюду стояла тишина)
1.7 Перед однородными членами, но после них предложение продолжается. (Всюду: в лесу, в поле, на лугу-царствовала тишина)
Обращение:
(Папа, приезжай быстрее в школу.)
(Как ты красив, о лес, в убранстве осени!)
Обособление определений и приложений:
Дружившие с детства, они никогда не расставались.
Обособление предложения с союзом как:
1.8 Если имеет оттенок причастия. (Как истинный поэт, Некрасов любим своим народом)
Обособление обстоятельств:
1.9 Деепричастные обороты и одиночные деепричастия. (Мы шли, утопая в песке)
Знаки препинания при уточняющих членах предложения:
1.1 Обособляются уточняющие обстоятельства места и времени. (С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в 12 часов)
1.2 При союзов то есть, или. (Над водой летали альбатросы, то есть морские чайки)
1.3 Со словами особенно, даже, главным образом, в частности, в том числе, например и др. (Я привязалась к доброму семейству, даже к гарнизонному поручнику)
1.4 с предлогами кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, включая, за исключением, наряду, с и др. (Наряду с изучением французского языка, она изучала испанский)
Запятая в сложном предложении:
1.5 Запятая ставится между двумя основами. ( Я люблю ездить на санках, моя мама любит кататься на коньках)
Тире между подлежащим и сказуемым:
сущ. + сущ. (Лес-друг человека)
н.ф. гл. + н.ф. гл.(Охранять природу-любить родину)
числ. + числ. (Дважды два-четыре)
сущ. + н.ф. глаг. ( Наша задача-обеспечить вашу безопасность)
это, вот, значит ( Чтение- вот лучшее учение)
2.
А: "П"
А: "П?/!"
"П",-а
"П?/!",-а
2. Староста в сапогах, в армяке внакидку, с бирками на руке, издалека заметив барина, снял свою шапку. - запятые при однородных членах предложения, запятыми выделен деепричастный оборот.
3. Усталые до последней степени, альпинисты не могли продолжить своё восхождение. - запятая при обособленном определении.
4. Спокойствием объятый, вновь дремлет юный лес. - запятая при причастном обороте.
5. Он повернулся и ушёл, а я, растерянный, остался рядом с девочкой в пустой жаркой степи. - запятая в сложносочиненном предложении; запятыми выделено обособленное определение.
6. Над забором сгибались дававшие широкую тень старые вербы. - запятые не нужны
7. Смышлёные звери-бобры зимуют разумно. - дефис при однословном приложении.
8. Леонтьев увлёкся этой мыслью, но, как человек осторожный, пока что о ней никому не рассказывал. - запятая в сложносочиненном предложении; запятыми выделено обособленное определение.
9. Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. - выделено обособленное определение.
10. Он проводил её до дома и расстроенный ушёл к себе. - можно без запятых.
11. Нас окружал со всех сторон сплошной вековой бор, равный по величине доброму княжеству. - причастный оборот
12. Любимые лица, мёртвые и живые, приходят на память… - обособленное определение.
13. Утомлённые маминой чистоплотностью, ребята приучались хитрить.- причастный оборот.
14. И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота. - обособленное определение.
15. Жители гор, орлы добывают пищу на равнине. - обособленное дополнение.