(1)У девочки есть город, а в городе есть фонтан. (2)Он не простой, этот фонтан. (3)Он цветной и музыкальный.
(4)В этом городе живут дедушка и бабушка девочки. (5) Выйдя из поезда, девочка сразу спрашивает, работает ли фонтан. (6)»Да, работает!» — говорят ей. (7)И она, едва присев за стол с дороги, бежит в центр, вверх по прямой пешеходной улице.
(8)Фонтан работает! (9) Сейчас из середины просто бьют несколько струй. (10)Но это ничего не значит, то есть как раз это значит, что фонтан исправен. (11)А разные умные слова о режимах работы фонтана девочка слышала тут же, когда на скамье рядом сидели, видимо, специалисты. (12)Они говорили про какую-то сверхзакалку титана, из которого сделаны форсунки, о наборах программ для электронной машины, управляющей автоматическими сменами воды, и цвета, и света, и словно специально находили слова, чтобы отпугнуть очарование фонтаном. (13)Но вот специалисты сказали, что подобного фонтана нет нигде, он такой единственный, и девочка все им простила. (14) Это уж она и сама знала, что такого больше нет. (15) Даже на знаменитой своими фонтанами выставке в большом городе, где она теперь живет.
(16) Девочка облегченно вздыхает и обходит фонтан вокруг. (17) Главное будет вечером, поэтому пора возвращаться.
(18) Дома, рассказывая бабушке и дедушке о школьных делах, она все время посматривает на часы. (19) Вот уже и вечер. (20) Девочка говорит, что идет к фонтану, одевается и выходит. (21) Она ко всем, к кому просили зайти мама с папой, зайдет. (22) Но это завтра. (23) А сегодняшний вечер только ее.
(24) Какой славный ветер шумит в деревьях! (25) Ветер вовсе не холодный, в нем тепло, скопленное где-то за городом, в сухом хвойном лесу или в поле. (26) Ветер спелся с ветками деревьев, они покачиваются по команде его порывов. (27) Ветки ниже высоких неподвижных фонарей. (28) Тень от деревьев ходит по мостовой, и вся улица танцует, как будто качаясь на волнах. (29) В далеком просвете улицы, как свет в конце тоннеля, появляется разноцветное слабое сияние – работает фонтан. (30) Уже и музыка слышна.
(31) У фонтана всегда есть место. (32)Не на одной скамье, так на другой. (33) Девочка устроилась, запахнула пальто и замерла.
(34) Вот смолкает ровный шорох орошения, струи приседают, прожектора пригасают, и вступает музыка. (35) Из центральной стойки, из середины, взмывает, нарастая и уже на ходу рассыпаясь, разлохмачивая верхушку, озаряя окрестность белой кипящей кроной, мощная струя. (36) Вокруг нее, чуть склонившись, вырываются еще четыре струи. (37)В них есть что-то материнское, прикрывающее. (38) По всей окружности возникают прямоструйные завесы. (39) Когда они взмывают ввысь, получается живая стена, а когда опускаются, становятся похожими на колосья. (40)То ли они, набирая и отпуская воду, командуют музыке, то ли, наоборот, она, зная силу напора, своей волей меняет их рост и окраску. (41)Тут добавляются еще струи, они закрывают расстояние от центра до краев, и все это пространство заполняется невиданными огромными цветами из воды. (42) Это гигантские колокольчики, развернутые в небо. (43) Их лепестки как стеклянные.
(44) Вот возникли в торжественном согласном шуме еще не появлявшиеся боковые бесчисленные струи, они бьют навстречу друг другу с такой силой, что образуют над всем фонтаном прозрачный, искрящийся разноцветными блестками шатер.
(45) Запомнить бы только вот эти каскады, когда вода, теряя силу и обрываясь, вдруг подпирается снизу, и снова насильственно возносится, и вновь пытается упасть. (46) Запомнить вот этот порыв ветра, когда он клонит и треплет заросли воды, а нижние тонкие струи как колосья в поле перед грозой… (47) Вот музыка притихает, чувствуя себя здесь не главной, то есть как раз музыка здесь главная, но музыка воды, а звучащая по радио – только сопровождение… (48) И вот музыка затихает, а нарастает звучание воды,
выплескиваются все новые аккорды, и вот уже согласный хор, напоминающий водопад, царствует над округой. (49) И вся вода, поднимаемая, кажется, не напором снизу, а небесным притяжением, замирает вдруг и походит на огромный воздушный шар, который вот-вот взлетит и возьмет с собой всю площадь.
(50) Девочка думает: «Как хорошо, что ни в фонтане, ни около него нет скульптур, ведь главное в нем красота воды!»
(51) Но вот фонтан выключен. (52) Его обслуживают двое: электрик-механик и дворничиха. (53) Дворничиха давно на пенсии, но еще работает. (54) И очень любит свою работу. (55) Она могла бы прийти с утра, но хочет убрать именно сейчас, чтобы те, кто рано утром будет идти мимо на работу или еще по каким делам, видели, как чисто вокруг фонтана. (56) Кругом полно разного мелкого мусора, который почему-то брошен не в урны, но она не сердится. (57) Ведь когда-то же поймут, что дело не только в уважении к труду. (58) Дело в красоте.
За три месяца летних каникул мы все успели хорошо отдохнуть и набраться сил на новый учебный год. Снова начнётся череда познавательных уроков. Снова мы увидим всех своих друзей,а если повезет - заведём много новых! Учитель раздаст нам большую стопку учебников. Ого, да тут еще и новые предметы в учебной программе появились! Надеюсь, что они окажутся занимательными! А еще я очень надеюсь, что в этом учебном году, как и в наш классный учитель организует поход всем классом в ближайший лес. А значит - год будет замечательным для каждого из нас!
Но, признаюсь честно, еще несколько месяцев в воспоминаниях будет мелькать череда беззаботных летних деньков, и мы все с нетерпением будем ждать наступления новых летних каникул!
- - - - - - -
Выдающийся военный хирург 19 века Пирогов Николай Иванович родился в 1810 году в столице Российской империи - городе Москва. Свое первоначальное образование он получил на дому, а позже - в частном пансионате. В возрасте четырнадцати лет успешно вступительные испытания в Московский университет, на факультет медицины. После четырех лет обучения уехал доучиваться за границу. По возвращении занялся написанием диссертации при Дерптском университете. В двадцать шесть лет - профессор университета.
Он руководил организованной им Клиникой госпитальной хирургии. В процессе обучения студентов Пироговым были изменены некоторые хирургические методы. Так, были введены: "Операция Пирогова", которая избежать ампутации конечностей; топографическая анатомия, описывающая возможности нанесения меньшей боли пациентам; военно-полевая хирургия как новый метод ухода за ранеными; крахмальные бинты. Один из его пациентов - Дмитрий Менделеев.
На семьдесят первом году жизни Николай Иванович обнаружил у себя рак. После непродолжительной борьбы с болезнью скончался в 1881 году.
Николай Иванович Пирогов - почетный гражданин Москвы, который навсегда оставил след в медицине.