(1)У нас в девятом классе был странный предмет. (2)Он назывался «Машиноведение». (3)Это потому, что в школах тогда насаждалось «политехническое» образование. (4)Из всего курса я запомнил всего лишь два слова, хотя и, говорят, очень важных, – «допуск» и «посадка». (5)На этих уроках, проводимых два раза в неделю, мы занимались чем угодно, но только не поиском различий между допуском и посадкой. (6)А уж такие дикие слова, как, например, «станина», и вовсе пролетали со свистом мимо ещё не увядших юных ушей.
(7)Учитель был довольно незлобивый, хотя иногда багровел и начинал на нас кричать. (8)Но его всё равно не боялись.
(9)И имя-отчество было у него что-то вроде Ивана Моисеевича. (10)Кажется, именно так его и звали.
(11)И выглядел он жалко: треснутые очки, перекрученный, всегда один и тот же галстук, короткие брюки… (12)И говорил он довольно смешно. (13)Нас, например, приводило в исступлённое состояние слово «отверствие». (14)А ещё он говорил «шеШнадцать миллИметров».
(15)В общем, легко догадаться, что над ним издевались, или, как это называлось тогда на нашем поганом подростковом языке, «доводили». (16)Доводили его со всей доступной нам изобретательностью. (17)Старались, например, с самым невинным видом задать такой во по теме», чтобы в ответе непременно прозвучало «шешнадцать». (18)Были у нас даже признанные специалисты в этой малопочтенной области.
(19)На его уроках в полный голос разговаривали, пулялись жёваными промокашками, пускали под потолок бумажные самолётики, вальяжно фланировали по классу.. (20)Как он всё это выдерживал, до сих пор ума не приложу.
(21)Иногда он на нас кричал, но сразу как-то смущённо спохватывался и говорил тихо, так тихо, что в нескончаемом кошачьем концерте это мог расслышать только я, все десять школьных лет по причине близорукости на первой парте: «Ребята, ну нельзя же так!»
(22)Если я скажу, что при этих словах я начинал испытывать уколы совести, то мне скорее всего не поверят, и правильно сделают. (23)Я, разумеется, и мысли не допускал, что можно и нужно быть не таким, как все. (24)Ещё чего!
(25)«Шинель» уже была прочитана мною. (26)И что? (27)А ничего. (28)Все мы ещё из неё не вышли. (29)И в общем-то не особенно и собирались из неё выходить. (30)Для того чтобы научиться содрогаться от невероятного «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?», мне понадобился не один год.
(31)Всё это я пишу, если кто ещё не понял, про Гоголя, про Николая Васильевича. (32)И к этому мне добавить особенно нечего.
(33)А что наш непутёвый Иван Моисеевич был однажды избит и ограблен, что с него было снято новое зимнее пальто, что он шёл до дому пару километров по морозу в одном пиджачке, что он на месяц-полтора слёг с воспалением лёгких и что это обстоятельство несказанно повеселило и обрадовало наш чудесный 9 «А», я вовсе не выдумываю. (34)Так и было…
(По Л. Рубинштейну)
21. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номер ответов.
Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно, только не самим предметом.
Учитель жаловался директору на плохое поведение учащихся на уроках.
Ученики издевались над Иваном Моисеевичем.
Рассказчика мучит позднее угрызение совести за своё недостойное поведение.
Иван Моисеевич был злым человеком, его боялись ученики.
ответ:
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
В предложении 11 представлен описательный фрагмент.
Предложение 19 объясняет суждение, высказанное в предложении 15 текста.
В предложениях 22 – 28 представлено рассуждение.
Предложение 21 подтверждает суждение, высказанное в предложении 12 текста.
Предложения 17 – 18 противопоставлены по содержанию.
ответ:
23. Из предложений 20 – 23 выпишите фразеологизмы.
ответ:
24. Среди предложений 19 – 22 найдите такое(-ие), которое (-ые) связано(-ы) с предыдущим с лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
ответ:
25. «Отношение девятиклассников к учителю передаёт приём – (А) («доводили» в предложениях 15 и 16); в синтаксисе – (Б) (предложение 19) и троп (В) («нескончаемый кошачий концерт» в предложении 21). Запоздало раскаиваясь в своём поведении, автор использует художественный приём – (Г) (предложения 25 – 30). В самом деле, несомненно сходство отношения учеников к Ивану Моисеевичу с отношением чиновников к Башмачкину, герою «Шинели» Н.В. Гоголя».
Список терминов:
антитеза
риторическое обращение
эпитеты
метафора
анафора
ряд однородных членов
повтор
гипербола
олицетворение
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?...
Играют волны — ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой
- Ученики на уроках машиноведения занимались чем угодно, только не самим предметом.
- Ученики издевались над Иваном Моисеевичем.
Обоснование ответа:
Из предложений 5 и 6 видно, что уроки машиноведения не были посвящены изучению различий между "допуском" и "посадкой", и ученики занимались другими делами. Также из предложений 15-18 можно сделать вывод, что ученики издевались над Иваном Моисеевичем, задавая ему вопросы, в которых присутствовало слово "шешнадцать".
Ответ: 1, 3
22. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
- В предложении 11 представлен описательный фрагмент.
- Предложение 21 подтверждает суждение, высказанное в предложении 12 текста.
Обоснование ответа:
Из предложения 11 видно, что описывается физический внешний облик учителя, что является описательным фрагментом. Из предложения 21 можно сделать вывод, что учитель иногда кричал на учеников, но сразу же стеснялся своего поведения. Это подтверждает предложение 12, где говорится, что учитель говорил довольно смешно и иногда кричал на учеников, но при этом сразу же стеснялся своих слов.
Ответ: 1, 4
23. Из предложений 20 – 23 выпишите фразеологизмы.
Обоснование ответа:
Фразеологизмы - это устойчивые выражения, которые имеют переносное значение. В данном случае, в предложениях 20 - 23 нет явных фразеологизмов.
Ответ: отсутствуют
24. Среди предложений 19 – 22 найдите такое(-ие), которое (-ые) связано(-ы) с предыдущим с лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
Обоснование ответа:
Предложение 19 объясняет суждение, высказанное в предложении 15 текста. В предложении 15 говорится о доводе учеников на уроках машиноведения, а в предложении 19 объясняется, что именно ученики делали на уроках вместо изучения предмета.
Ответ: 19
25. «Отношение девятиклассников к учителю передаёт приём – (А) («доводили» в предложениях 15 и 16); в синтаксисе – (Б) (предложение 19) и троп (В) («нескончаемый кошачий концерт» в предложении 21). Запоздало раскаиваясь в своём поведении, автор использует художественный приём – (Г) (предложения 25 – 30). В самом деле, несомненно сходство отношения учеников к Ивану Моисеевичу с отношением чиновников к Башмачкину, герою «Шинели» Н.В. Гоголя».
Обоснование ответа:
- Прием "доводили" в предложениях 15 и 16 передает отношение девятиклассников к учителю.
- Синтаксический вариант (предложение 19) также отражает отношение учеников к учителю.
- Троп "нескончаемый кошачий концерт" в предложении 21 передает отношение учеников к учителю.
- Предложения 25-30 отражают авторский содрогательный отзыв об учители и его отношении к себе после долгих лет.
Ответ: А, Б, В, Г